ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87-АД19-12 от 05.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 87-АД19-12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 05 июля 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Тандер»  Матвеевой А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника  ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по  Костромской области от 27 июля 2017 года, решение судьи Димитровского  районного суда г. Костромы от 12 сентября 2017 года, решение судьи  Костромского областного суда от 10 октября 2017 года и постановление  председателя Костромского областного суда от 14 марта 2019 года,  вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Тандер» (в  настоящее время - акционерное общество «Тандер», далее - общество) по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением начальника ЦАФАП в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Костромской области от 27 июля 2017 года,  оставленным без изменения решением судьи Димитровского районного  суда г. Костромы от 12 сентября 2017 года, общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. 

Решением судьи Костромского областного суда от 10 октября 2017  года, оставленным без изменения постановлением председателя  Костромского областного суда от 14 марта 2019 года, указанные акты  изменены в части назначенного наказания, административный штраф  снижен до 200 000 рублей. В остальной части названные акты оставлены 


без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Матвеева А.В. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в  отношении общества по настоящему делу об административном  правонарушении, ссылаясь на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения общества к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров  либо с превышением допустимой массы транспортного средства или  допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20,  но не более 50 процентов без специального разрешения - влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти  тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами  на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за  перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на  юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч  рублей, а в случае фиксации административного правонарушения  работающими в автоматическом режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на  собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот  тысяч рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный 


закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) движение по автомобильным  дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом  или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента  превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных  средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих  перевозки вооружения, военной техники и военного имущества,  допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в  соответствии с положениями данной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 21 июля 2017 года в 23 часа 00  минут по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Магистральная,  д.67 (в центр) тяжеловесное транспортное средство (автопоезд) «МАН Т08  26.350», государственный регистрационный знак <...>, собственником (владельцем) которого является общество, в нарушение  пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 2 статьи 31 Федерального  закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением  нагрузки на вторую ось транспортного средства на 25,267 % (9,395 т при  предельно допустимой 7,5 т) без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «ТЛЧ1САММТМ»,  поверка действительна до 16 ноября 2017 года. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  общества к административной ответственности, предусмотренной частью  3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Не согласившись с постановлением должностного лица от 27 июля  2017 года, защитник общества обжаловал его, заявляя о том, что в момент  фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме  транспортное средство «МАН ТС8 26.350», государственный  регистрационный знак <...>, находилось во владении и пользовании  иного лица. 


Оставляя указанную жалобу без удовлетворения, судья районного  суда и вышестоящие судебные инстанции мотивировали свои выводы тем,  что представленные в подтверждение приведенного довода документы не  являются доказательствами, достоверно свидетельствующими о том, что в  момент фиксации административного правонарушения названное  транспортное средство, собственником которого является общество,  находилось в пользовании иного лица. 

С данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя.

Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что собственник  (владелец) транспортного средства освобождается от административной  ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по  делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с  частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены  содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации  административного правонарушения транспортное средство находилось во  владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло  из его обладания в результате противоправных действий других лиц. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться доверенность на право управления транспортным  средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого 


лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной  силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

При этом Кодекс Российской Федерации об административных  правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на  любой стадии производства по делу об административном  правонарушении. 

В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства  «МАН Т08 26.350», государственный регистрационный знак <...>,  в момент фиксации административного правонарушения в пользовании  иного лица в материалах дела содержатся: копии свидетельства о  регистрации транспортного средства (л.д. 10-11), договора аренды  транспортных средств без экипажа от 01 января 2015 года № ГК/6325/15,  заключенного на срок с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года с  неограниченным количеством пролонгации между ЗАО «Тандер»  (арендодатель) и ООО «Сельта» (арендатор), и акта приема-передачи  транспортных средств, на основании которых указанное транспортное  средство передано в возмездное временное владение и пользование ООО  «Сельта» (л.д. 12-17), путевого листа, согласно которому названным  транспортным средством с 20 по 22 июля 2017 года управлял Мырычев  К.В., являющийся работником ООО «Сельта», предрейсовый осмотр  водителя и транспортного средства проведены сотрудниками названного  общества (л.д. 18-19), транспортной накладной (л.д. 20-21), трудовой  книжки М. согласно которой названное лицо принято на работу 06 июля 2013 года в ООО «Сельта» г. Иваново и 17 февраля 2017  года переведено в Ярославский филиал на должность  водителя-экспедитора (л.д. 22-27), должностной инструкции  водителя-экспедитора ООО «Сельта» (л.д. 28-30), платежных поручений об  оплате аренды транспортных средств (л.д. 31-49), счетов-фактур (л.д.  50-71), письма директора филиала ООО «Сельта» в г. Ярославле от 09  августа 2017 года, которым подтверждается, что вышеназванное  транспортное средство 21 июля 2017 года находилось во владении и  пользовании ООО «Сельта» (л.д. 72), объяснительной записки Мырычева  К.В. на имя директора филиала ООО «Сельта» в г. Ярославле, 


пояснившего, что 21 июля 2017 года он управлял упомянутым  транспортным средством (л.д. 116). 

Не признавая данные документы доказательствами, достоверно  свидетельствующими о том, что в момент фиксации административного  правонарушения транспортное средство, собственником которого является  общество, находилось в пользовании иного лица, а заявленные доводы  полагая несостоятельными, судебные инстанции помимо прочего  исходили из того, что заявителем не представлен страховой полис, договор  аренды не содержит запрета на пользование в срок аренды его  собственником, не обеспечена явка в суд законного представителя ООО  «Сельта». 

Вместе с тем такие выводы правильными признать нельзя.

Суждения судебных инстанций о непредставлении заявителем  страхового полиса и необеспечении явки законного представителя ООО  «Сельта» необоснованны ввиду следующего. 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации, распределение бремени доказывания между государством в  лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об  административных правонарушениях в области дорожного движения в  случае их фиксации работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки,  видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами)  транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что  лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано  доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере  иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности  (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Такое распределение бремени доказывания не освобождает  уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении  дел об административных правонарушениях в области дорожного  движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки,  видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и других  статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего,  полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и  справедливого разрешения дел об административных правонарушениях  (определения от 07 декабря 2010 года № 1621-0-0, от 22 марта 2011 года   № 391-0-0, от 21 июня 2011 года № 774-0-0, от 25 января 2012 года   № 177-0-0). 


Однако требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях о всесторонности и полноте  рассмотрения дела об административном правонарушении судьей  районного суда и вышестоящими судебными инстанциями не выполнены,  меры к истребованию страхового полиса, на непредставление которого  указано в судебных актах, не приняты, равно как не приняты меры к вызову  в судебное заседание законного представителя ООО «Сельта». 

Приведенное в обоснование несостоятельности доводов заявителя  суждение судьи районного суда о том, что условиями договора аренды не  установлен запрет на пользование автомобилем в течение срока аренды его  владельцем, не основано на нормах гражданского законодательства  Российской Федерации, регулирующих правоотношения сторон,  возникающие в связи с заключением договора аренды. В рамках такого  договора, который является возмездным, арендодатель передает  принадлежащее ему имущество - предмет договора, во временное владение  и пользование. Соответствующее право владения и пользования  имуществом переходит арендатору, приобретающего его за плату и на  срок, определенный договором. 

Доказательства, представленные защитником общества в  подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного  правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство «МАН  Т08 26.350», государственный регистрационный знак <...>,  находилось в пользовании иного лица, не позволяют сделать однозначный  вывод об обоснованности привлечения общества к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В связи с этим также необходимо учитывать положения части 4 статьи  1.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица,  привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу  этого лица, и позицию, выраженную в перечисленных выше определениях  Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой  распределение бремени доказывания, вытекающее из примечания к  указанной выше норме, не отменяет действие в названной сфере иных  положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности. 

В связи с вышеизложенным, с учетом конкретных установленных  обстоятельств, постановление начальника ЦАФАП в области дорожного  движения ГИБДД УМВД России по Костромской области от 27 июля 2017  года, решение судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 12  сентября 2017 года, решение судьи Костромского областного суда от 10  октября 2017 года и постановление председателя Костромского областного  суда от 14 марта 2019 года, вынесенные в отношении общества по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 


Производство по данному делу об административном  правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1  статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества состава  административного правонарушения. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу защитника акционерного общества «Тандер» Матвеевой А.В.  удовлетворить. 

Постановление начальника ЦАФАП в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Костромской области от 27 июля 2017 года,  решение судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 12 сентября  2017 года, решение судьи Костромского областного суда от 10 октября  2017 года и постановление председателя Костромского областного суда от  14 марта 2019 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного  общества «Тандер» (в настоящее время - акционерное общество «Тандер»)  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью  3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении  прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации СБ. Никифоров