ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87-АД19-13 от 03.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 87- АД 19-13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 03 сентября 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела  государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов  по Костромской области Московско-Окского территориального управления  Федерального агентства по рыболовству ФИО1 на вступившие в  законную силу решение судьи Костромского областного суда от 05 марта 2019  года и постановление исполняющего обязанности председателя Костромского  областного суда от 22 мая 2019 года, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» (далее - общество) по делу  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.38 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела  государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов  по Костромской области Московско-Окского территориального управления  Федерального агентства по рыболовству (далее - должностное лицо) от 30  октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Димитровского  районного суда города Костромы от 24 января 2019 года, общество признано  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. 

Решением судьи Костромского областного суда от 05 марта 2019 года,  оставленным без изменения постановлением исполняющего обязанности  председателя Костромского областного суда от 22 мая 2019 года, указанные  постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены,  производство по данному делу об административном правонарушении в 


отношении общества прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном  правонарушении, выражает несогласие с решением судьи Костромского  областного суда от 05 марта 2019 года и постановлением исполняющего  обязанности председателя Костромского областного суда от 22 мая 2019 года,  ставит вопрос об их отмене. 

Общество, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи  30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  о подаче вышеуказанной жалобы, в установленный срок представило на нее  возражения и дополнения к ним, в которых просит обжалуемые должностным  лицом судебные акты оставить без изменения. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы  жалобы должностного лица, возражения защитника общества ФИО2 и  дополнения к ним генерального директора ОАО «УК Русэнергокапитал»  ФИО3, прихожу к следующим выводам. 

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,  обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление  причин и условий, способствовавших совершению административных  правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях) (положения, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности). 

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях по делу об административном  правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного  правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие),  за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность; виновность лица в  совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного  административным правонарушением; обстоятельства, исключающие  производство по делу об административном правонарушении; иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения. 

Согласно статье 8.38 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях производство сплава древесины,  строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных  ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация 


водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением  правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих  действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных,  уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие  последствия, влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти  тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от  десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц  - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток. 

Как усматривается из материалов дела, постановлением должностного  лица от 30 октября 2018 года общество привлечено к административной  ответственности, предусмотренной статьей 8.38 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, за осуществление в районе  водовыпуска Нерехтского представительства водохозяйственных  производственных процессов по водоотведению сточных вод с очистных  сооружений в реку Солоница с нарушением правил охраны водных  биологических ресурсов, что привело к массовой гибели рыбы с причинением  ущерба в размере 3 149 680,86 рублей и повлекло уничтожение в значительных  размерах кормовых запасов рыб и иные тяжкие последствия, которые выразятся  в ухудшении условий нагула рыб на длительный период (более 1 года),  связанные со снижением кормовых запасов. 

В качестве причины гибели рыбы в протоколе об административном  правонарушении указано возможное попадание в воду химических веществ. 

С указанным постановлением должностного лица согласился судья  районного суда города Костромы. 

Вместе с тем, как следует из материалов дела, постановлением старшего  следователя Костромского межрайонного следственного отдела следственного  управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской  области от 31 августа 2018 года по факту массовой гибели рыбы в реке  Солоница возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления,  предусмотренного частью 2 статьи 250 Уголовного кодекса Российской  Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за загрязнение,  засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников  питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств,  повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель  животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника  либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической  ситуации. 


экспертиза, для разрешения экспертам поставлены в частности вопросы о  причине гибели рыбы и является ли источником попадания в реку Солоница  загрязняющих веществ водовыпуск сточных вод очистных сооружений  канализации Нерехтского представительства общества. 

В соответствии с частью 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях подача последующих жалоб на  постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения  по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение  осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8  названного Кодекса. 

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что по результатам  рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении выносится решение об отмене постановления и о  прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из  обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также  при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено  постановление. 

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту  совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении,  постановления о назначении административного наказания, либо  постановления о прекращении производства по делу об административном  правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи  указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо  постановления о возбуждении уголовного дела. 

Ввиду наличия по одному и тому же факту совершения противоправных  действий (бездействия), повлекших массовую гибель водных биоресурсов,  постановления о возбуждении уголовного дела, исходя из того, что в рамках  возбужденного уголовного дела разрешаются обстоятельства, фактически  имеющие отношение к делу об административном правонарушении, в том  числе, устанавливается лицо, виновное в совершении противоправных  действий (бездействия), судья Костромского областного суда, руководствуясь  требованиями пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 7 части 1 статьи 24.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  отменил постановление должностного лица и решение судьи районного суда,  производство по делу об административном правонарушении прекратил. 

С таким решением согласился исполняющий обязанности председателя  Костромского областного суда. 

Вместе с тем судьей и исполняющим обязанности председателя  Костромского областного суда не учтено следующее. 


Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность. 

Назначение административного наказания юридическому лицу не  освобождает от административной ответственности за данное правонарушение  виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или  уголовной ответственности физического лица не освобождает от  административной ответственности за данное правонарушение юридическое  лицо (часть 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях). 

Из системного толкования положений главы 2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях следует, что к  административной ответственности подлежат привлечению физические и  юридические лица. 

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного  статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях могут быть граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица. 

Между тем в силу статьи 19 Уголовного кодекса Российской Федерации  уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо,  достигшее возраста, установленного названным Кодексом. 

Таким образом, привлечение к административной ответственности  юридического лица за совершение административного правонарушения,  предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, не исключает возможности привлечения  виновного в совершении противоправных действий (бездействия) физического  лица к уголовной ответственности за совершение преступления,  предусмотренного частью 2 статьи 250 Уголовного кодекса Российской  Федерации. 

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции  Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7  к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950  года), произвольное изменение правового режима для лица, в отношении  которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к  худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в  законную силу постановления, как правило, недопустим. 

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод  устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола   № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию  не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом 


соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь  открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства  было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер  существенное нарушение, повлиявшее на исход дела. 

Требования правовой определенности и стабильности не являются  абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи  с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при  обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на  предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела. 

Допущенное судьей Костромского областного суда нарушение  требований Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный,  принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу  об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи  Костромского областного суда от 05 марта 2019 года и постановление  исполняющего обязанности председателя Костромского областного суда от 22  мая 2019 года, вынесенные по настоящему делу об административном  правонарушении в отношении общества, нельзя признать законными и  обоснованными, они подлежат отмене. 

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен  единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем  в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное  нарушение предусмотренных указанным Кодексом процессуальных  требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

Согласно правовой позиции, выраженной в определении  Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788- О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об  административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения  жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации,  а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17  (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных  фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу  судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи  4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11) к Конвенции о защите прав  человека и основных свобод. 

При таких обстоятельствах дело подлежит возвращению на новое  рассмотрение судье Костромского областного суда. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение судьи Костромского областного суда от 05 марта 2019 года и  постановление исполняющего обязанности председателя Костромского  областного суда от 22 мая 2019 года, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.38 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Костромской областной суд.  Судья Верховного Суда 

Российской Федерации В.П. Меркулов