ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87-АД19-16 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 87-АД 19-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 9 октября 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу Чекаловой Светланы Валерьевны на вступившие в  законную силу решение судьи Костромского областного суда от 26 февраля  2019 г. № 7/21-73 и постановление и.о. председателя Костромского областного  суда от 13 июня 2019 г. № П4А-279/2019, состоявшиеся в отношении  генерального директора публичного акционерного общества «Ярославский  судостроительный завод» (далее - ПАО «Ярославский судостроительный  завод», общество) Чекаловой Светланы Валерьевны по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.55  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением заместителя начальника Управления контроля сухопутного и  морского вооружения, военной техники связи Федеральной антимонопольной  службы России (далее - ФАС России) от 4 июня 2018 г. № 4-14.55-716/00-26- 18, оставленным без изменения решением заместителя руководителя ФАС  России от 4 июля 2018 г. и решением судьи Фрунзенского районного суда  г. Ярославля от 29 ноября 2018 г. № 12-455/2018, генеральный директор  ПАО «Ярославский судостроительный завод» Чекалова СВ. признана  виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2.1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнута административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. 

На указанные акты защитником Жосан СВ. подана жалоба в Ярославский  областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 


Дело по указанной жалобе передано в Верховный Суд Российской  Федерации для решения вопроса об изменении территориальной подсудности. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 января  2019 г. дело по жалобе защитника Жосан СВ. на постановление должностного  лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи районного  суда передано для рассмотрения по существу в Костромской областной суд. 

Решением судьи Костромского областного суда от 26 февраля 2019 г.   № 7/21-73, оставленным без изменения постановлением и.о. председателя  Костромского областного суда от 13 июня 2019 г. № П4А-279/2019, решение  судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 29 ноября 2018 г. № 12- 455/2018 отменено, дело направлено на рассмотрение в Пресненский районный  суд г. Москвы. 

Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июля  2019 г. постановление заместителя начальника Управления контроля  сухопутного и морского вооружения, военной техники связи ФАС России от  4 июня 2018 г. № 4-14.55-716/00-26-18 и решение заместителя руководителя  ФАС России от 4 июля 2018 г. изменены путем исключения из них указания на  нарушение генеральным директором ПАО «Ярославский судостроительный  завод» Чекаловой СВ. срока оплаты по акту выполненных работ № 13 в сумме  38 600 рублей, в остальной части указанные акты оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Чекалова СВ. выражает несогласие с решением судьи Костромского  областного суда от 26 февраля 2019 г. № 7/21-73 и постановлением  и.о. председателя Костромского областного суда от 13 июня 2019 г. № П4А- 279/2019, приводя доводы об их незаконности. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2.1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от  29 июня 2015 г. № 159-ФЗ, действовавшей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об  административном правонарушении) нарушение должностным лицом  головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг),  поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному  заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования,  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.   № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон   № 275-ФЗ) государственным заказчиком государственного оборонного заказа  является федеральный орган исполнительной власти, Государственная  корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по  космической деятельности «Роскосмос», обеспечивающие поставки продукции  по государственному оборонному заказу. 


В силу пунктов 3, 4 указанной статьи головным исполнителем поставок  продукции по государственному оборонному заказу признается юридическое  лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и  заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по  государственному оборонному заказу, а исполнителем, участвующим в  поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо,  входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с  головным исполнителем или исполнителем. 

Кооперация головного исполнителя - совокупность взаимодействующих  между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному  оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят  головной исполнитель, заключающий государственный контракт с  государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с  головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с  исполнителями (пункт 4.1 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ). 

Основанием для привлечения генерального директора ПАО «Ярославский  судостроительный завод» Чекаловой СВ. к административной  ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 14.55 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, постановлением  должностного лица, оставленным без изменения вышестоящим должностным  лицом и решением судьи районного суда, послужило то обстоятельство, что  она, будучи ответственным должностным лицом общества, которое в силу  пункта 3 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ является головным  исполнителем, допустила нарушение срока оплаты работ по государственному  оборонному заказу, не обеспечила в течение пяти рабочих дней после  подписания 23 августа 2017 г. акта № 13 выполненных работ (не позднее  30 августа 2017 г.) исполнение обязательств по оплате выполненных работ по  договору подряда от 5 апреля 2017 г. № 1417187306931020105007371/15,  заключенному обществом с обществом с ограниченной ответственностью  «Судостроительное судоремонтное предприятие «Альбатрос» в целях  исполнения государственного контракта от 24 марта 2014 г.   № 1417187306931020105007371/3/1/1/0135/ГК-14-ДГОЗ между Министерством  обороны Российской Федерации и ПАО «Ярославский судостроительный  завод». 

Рассмотрев жалобу, поданную на постановление должностного лица,  решение вышестоящего должностного лица и решение судьи районного суда в  порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья областного суда пришел к выводу  о том, что жалоба на постановление должностного лица и решение  вышестоящего должностного лица рассмотрена с нарушением правил  подсудности, в связи с чем отменил решение судьи районного суда с  направлением дела с жалобой на акты должностных лиц на рассмотрение по  подсудности. 

И.о. председателя областного суда по результатам пересмотра  состоявшихся по делу актов по жалобе, поданной в порядке статей 30.12 - 30.14 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  решение, принятое судьей областного суда, признал законным. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену решения судьи областного суда и  постановления и.о. председателя областного суда, не установлено. 

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения)  по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких  постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу  постановления (решения) по делам об административных правонарушениях  осуществляется в соответствии с положениями статьей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях постановление по делу об  административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может  быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного  Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в  районный суд по месту рассмотрения дела. 

Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что постановление по делу  об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и  (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это  постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а  затем в вышестоящий суд. 

При вынесении обжалуемого решения судья Костромского областного  суда, руководствуясь указанными нормами и исходя из того, что жалоба на  постановление о назначении административного наказания рассмотрена  вышестоящим должностным лицом ФАС России по адресу: г. Москва,  ул. Садовая Кудринская, д. 11, который относится к юрисдикции Пресненского  районного суда г. Москвы, пришел к выводу о том, что судья Фрунзенского  районного суда г. Ярославля рассмотрел жалобу на постановление  должностного лица и решение вышестоящего должностного лица с  нарушением правил территориальной подсудности. 

При таких обстоятельствах судья Костромского областного суда, с  выводами которого согласился и.о. председателя Костромского областного  суда, отменил решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от  29 ноября 2018 г. и направил дело с жалобой на постановление должностного  лица и решение вышестоящего должностного лица на рассмотрение по  подсудности в Пресненский районный суд г. Москвы, что соответствует  требованиям пункта 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Выводы судьи Костромского областного суда и и.о. председателя  Костромского областного суда и принятые ими решения основаны на 


положениях приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и сомнений не вызывают. 

В связи с изложенным довод заявителя Чекаловой СВ. о нарушении ее  права на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено  законом, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм,  закрепленных в главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, а также разъяснений, приведенных в пункте 30  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». 

Правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов  отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение судьи Костромского областного суда от 26 февраля 2019 г. № 7/21-73  и постановление и.о. председателя Костромского областного суда от 13 июня  2019 г. № П4А-279/2019, состоявшиеся в отношении генерального директора  ПАО «Ярославский судостроительный завод» Чекаловой СВ. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.55  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу Чекаловой СВ. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.П.Меркулов