ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87-АД19-7 от 20.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 87-АД 19-7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 20 мая 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Сажина СВ. на вступившие в законную силу  постановление УУП ОП-1 УМВД России по г. Костроме от 12 февраля 2018  года, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 16 апреля  2018 года, решение судьи Костромского областного суда от 24 мая 2018 года и  постановление председателя Костромского областного суда от 25 октября  2018 года, вынесенные в отношении Сажина Сергея Валерьевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением УУП ОП-1 УМВД России по г. Костроме от 12 февраля  2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного  суда г. Костромы от 16 апреля 2018 года, решением судьи Костромского  областного суда от 24 мая 2018 года и постановлением председателя  Костромского областного суда от 25 октября 2018 года, Сажин СВ. признан  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Сажин СВ. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении него  по настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим  выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент 


возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Сажина СВ. к административной ответственности) мелкое хулиганство, то  есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к  обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах,  оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или  повреждением чужого имущества, влечет наложение административного  штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный  арест на срок до пятнадцати суток. 

Основанием для привлечения Сажина СВ. должностным лицом полиции  к ответственности на основании части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о том,  что он 12 февраля 2018 года в 10 часов 25 минут в общественном месте - здании ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме», расположенном  по адресу: г. Кострома, ул. Комсомольская, д. 81 «а» громко кричал,  выражался нецензурной бранью, чем нарушил общественный порядок,  выразившийся в явном неуважении к обществу. 

Проверяя указанное выше постановление должностного лица о  привлечении Сажина СВ. к административной ответственности на основании  части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, суды сочли доказанным наличие в его действиях состава  административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой,  придя к выводу об отсутствии нарушений при производстве по делу об  административном правонарушении. 

С таким решением судебных инстанций согласиться нельзя по  следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения  вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. 

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об  административном правонарушении выяснению подлежит наличие события  административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные  действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом  субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, а также его виновность в совершении административного  правонарушения. 

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является  обязательная совокупность двух признаков - основного (нарушение  общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного  из трех факультативных - названное нарушение должно сопровождаться либо 


нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо  уничтожением или повреждением чужого имущества. 

При рассмотрении дела по жалобе судьями различных уровней  Сажин СВ. неоднократно указывал на то, что действий, направленных на  нарушение общественного порядка, не совершал. 

В подтверждение указанных доводов Сажиным СВ. вместе жалобами  представлялся диск с видеозаписью, зафиксировавшей процесс сбора  доказательств по делу об административном правонарушении, где, по  сообщению заявителя, содержатся доказательства отсутствия его вины в  совершении административного правонарушения. 

Однако, представленная Сажиным СВ. вместе с жалобами видеозапись  судьями не исследовалась и должной правовой оценки не получила. 

В основу выводов о виновности Сажина СВ. положены письменные  материалы дела, а именно: письменные объяснения свидетелей Б. и Р от 12 февраля 2018 года и рапорт сотрудника полиции  С. от 12 февраля 2018 года, который не был очевидцем описанных событий. 

Свидетели Б. и Р. ни судьей районного суда, ни судьей областного суда допрошены не были, несмотря на последовательное  отрицание Сажиным СВ. своей вины в совершении административного  правонарушения. 

В связи с вышеизложенным в данном случае нельзя сделать однозначный  вывод о виновности Сажина СВ. в совершении мелкого хулиганства,  связанного с нарушением общественного порядка, выражающем явное  неуважение к обществу, сопровождавшимся нецензурной бранью в  общественных местах. 

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях обеспечение законности при  применении мер административного принуждения предполагает не только  наличие законных оснований для применения административного наказания,  но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к  административной ответственности. 

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в  виновности лица, привлекаемого к административной ответственности,  толкуются в пользу этого лица. 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по 


делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление УУП ОП-1 УМВД России по  г. Костроме от 12 февраля 2018 года, решение судьи Ленинского районного  суда г. Костромы от 16 апреля 2018 года, решение судьи Костромского  областного суда от 24 мая 2018 года и постановление председателя  Костромского областного суда от 25 октября 2018 года, вынесенные в  отношении Сажина Сергея Валерьевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. 

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде  Российской Федерации жалобы Сажина СВ. срок давности привлечения его к  административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  истек, производство по данному делу об административном правонарушении в  силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5  названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока  давности привлечения к административной ответственности. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу Сажина СВ. удовлетворить.

Постановление УУП ОП-1 УМВД России по г. Костроме от 12 февраля  2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы  от 16 апреля 2018 года, решение судьи Костромского областного суда  от 24 мая 2018 года и постановление председателя Костромского областного  суда от 25 октября 2018 года, вынесенные в отношении Сажина Сергея  Валерьевича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении  прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации С.Б.Никифоров