ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87-АД20-2 от 22.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 87-АД20-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 22 октября 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью  «БАС» Паршина И.В. на вступившие в законную силу постановление  начальника центра автоматизированной фиксации административных  правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по  Костромской области от 15 мая 2019 года, решение заместителя  начальника УГИБДД УМВД России по Костромской области от 28 июня  2019 года, решение судьи Павинского районного суда Костромской  области от 30 сентября 2019 года, решение судьи Костромского областного  суда от 21 ноября 2019 года и постановление судьи Второго кассационного  суда общей юрисдикции от 20 марта 2020 года, вынесенные в отношении  общества с ограниченной ответственностью «БАС» (далее - общество) по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением начальника центра автоматизированной фиксации  административных правонарушений в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Костромской области от 15 мая 2019 года,  оставленным без изменения решением заместителя начальника УГИБДД  УМВД России по Костромской области от 28 июня 2019 года, общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, и подвергнуто  административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 100 000 рублей. 

Решением судьи Павинского районного суда Костромской области от 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  директор Паршин ИВ. выражает несогласие с вынесенными в отношении  общества актами по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, считая их незаконными. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в  настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  общества к административной ответственности) движение тяжеловесного  и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением  допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10  сантиметров без специального разрешения, либо с превышением  габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10  сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного  средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на  величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения,  либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось  транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на  величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до  одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за  перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических  лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими средствами, имеющими функции  фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца)  транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без 


него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным  средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или  без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно  приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую  нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2. 

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) установлено, что пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение  транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного  средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось  которого более чем на два процента превышают допустимую массу  транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за  исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи  (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ). 


Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Как следует из материалов дела, 07 мая 2019 года в 15 часов 41 минуту  по адресу: Костромская область, 164 км 919 м автодороги  «Урень-Шарья-Никольск-Котлас» транспортное средство «УОГУО»,  государственный регистрационный знак <...>, собственником  (владельцем) которого является общество, в нарушение пункта 23.5 Правил  дорожного движения и части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября  2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением общей массы  транспортного средства на 2,675% (41,07 т при предельно допустимой 40 т)  без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «1Ж1САМШМ»,  поверка действительна до 13 августа 2019 года. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, карточкой учета транспортного средства,  фотоматериалом, письмом генерального директора ЗАО «Безопасные  дороги Костромской области», актом результатов измерения весовых и  габаритных параметров транспортного средства, полученным с  использованием работающих в автоматическом режиме специальных  технических средств и иными материалами дела, которым дана оценка на  предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Таким образом, обществом совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в  ходе производства по делу, и правомерно отклонены по мотивам,  приведенным в обжалуемых актах. 

Вопреки доводам жалобы должностными лицами и судебными  инстанциями достоверно установлено, что транспортное средство,  двигавшееся в момент, относящийся к событию административного 


правонарушения, с превышением допустимой массы транспортного  средства, принадлежит обществу. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностными  лицами и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к  отмене принятых по делу актов не является. 

В связи с вышеизложенным должностные лица и судебные инстанции  пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества  объективной стороны состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. Данный вывод соответствует  положениям названного Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007  года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и  совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться  с ним не имеется. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено обществу по правилам,  установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, с учетом положений пункта 3.2  статьи 4.1 указанного Кодекса и позиции Конституционного Суда  Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019  года № 5-П. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых актов, не  установлено. 


На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление начальника центра автоматизированной фиксации  административных правонарушений в области дорожного движения  ГИБДД УМВД России по Костромской области от 15 мая 2019 года,  решение заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Костромской  области от 28 июня 2019 года, решение судьи Павинского районного суда  Костромской области от 30 сентября 2019 года, решение судьи  Костромского областного суда от 21 ноября 2019 года и постановление  судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 марта 2020  года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя  общества с ограниченной ответственностью «БАС» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с  ограниченной ответственностью «БАС» Паршина ИВ. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров