ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87-АД21-1 от 27.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 87-АД21-1-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 27 апреля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Шилова Е.С., действующего в интересах  ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на  вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в  ОДД ГИБДД У МВД России по Костромской области от 28 мая 2019 года   № 18810144190528185048, решение судьи Димитровского районного суда  г. Костромы от 21 августа 2019 года, решение судьи Костромского областного  суда от 15 октября 2019 года и постановление судьи Второго кассационного  суда общей юрисдикции от 15 июля 2020 года, вынесенные в отношении  ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»  (далее также - Общество) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД  России по Костромской области от 28 мая 2019 года № 18810144190528185048  ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

Решением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 21 августа  2019 года, оставленным без изменения решением судьи Костромского  областного суда от 15 октября 2019 года и постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 15 июля 2020 года, названное  постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России 


по Костромской области от 28 мая 2019 года № 18810144190528185048  изменено: размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В  остальном указанное постановление должностного лица оставлено без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Шилов Е.С. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении  Общества по настоящему делу об административном правонарушении,  ссылаясь на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к  административной ответственности) движение тяжеловесного и (или)  крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых  габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без  специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в  специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с  превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой  нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10  процентов без специального разрешения, либо с превышением массы  транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства,  указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10  процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в  размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных  лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в  случае фиксации административного правонарушения работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими  функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца)  транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения) перевозка  тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные  параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м  - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от  поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо  движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку  габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение  автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со  специальными правилами. 


Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом) под тяжеловесным транспортным средством  понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза  превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению   № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось  транспортного средства согласно Приложению № 2. 

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года   № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами  запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на  тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и  (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают  допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на  ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных  средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных  разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также  осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу  свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного  средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось  которого более чем на два процента превышают допустимую массу  транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением  движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники,  транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации,  осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного  имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в  соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального  закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ). 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к административной  ответственности за административные правонарушения в области дорожного  движения и административные правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,  совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и 


киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Как следует из материалов дела, 23 мая 2019 года в 12:08:50 по адресу:  Костромская область, г. Кострома, Магистральная ул. д. 67 из центра,  транспортное средство марки «КС 35714К-2-10», государственный  регистрационный знак <...>, собственником (владельцем) которого  является ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической  системы», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения и части 2  статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с  превышением допустимой нагрузки на 2-ю ось транспортного средства на  8,23% (8,117 т при предельно допустимой 7,5 т) без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «ГГ № САМ\ММ», поверка  действительна до 05 июля 2019 года. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе,  фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом  режиме технического средства, актом измерения, проверки параметров и  наличия специального разрешения автотранспортных средств,  осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и  иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет  относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Таким образом, Обществом совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в  ходе производства по делу, и правомерно отклонены по мотивам, приведенным  в обжалуемых актах. 

Обоснованно опровергнуты доводы жалобы о недостоверности показаний  системы «ЦМСАМ\У1М», использованной по настоящему делу как  измерительный прибор. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и  судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене  принятых по делу актов не является. 

В связи с вышеизложенным должностное лицо и судебные инстанции  пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Общества объективной  стороны состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод соответствует положениям названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по  делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется. 


В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено ПАО «Федеральная сетевая  компания Единой энергетической системы» по правилам, установленным  статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с учетом положений пункта 3.2 статьи 4.1 указанного  Кодекса и позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  выраженной в постановлении от 18 января 2019 года № 5-П. 

Постановление о привлечении Общества к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  и судебные акты рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение  или безусловную отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Ссылки в жалобе на постановление Верховного Суда Российской  Федерации от 16 декабря 2015 года № 44-АД15-9 не могут быть приняты во  внимание, так как каждое дело об административном правонарушении  рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных  доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД  России по Костромской области от 28 мая 2019 года № 18810144190528185048,  решение судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 21 августа 2019  года, решение судьи Костромского областного суда от 15 октября 2019 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 15 июля 2020 года, вынесенные в отношении ПАО «Федеральная сетевая 


компания Единой энергетической системы» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, а жалобу защитника Общества Шилова Е.С. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации . Никифоров