ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 89-АД20-5 от 17.07.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 89-АД20-5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 17 июля 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского  судебного района г. Тюмени от 5 июля 2019 г., решение судьи Ленинского  районного суда г. Тюмени Тюменской области от 31 июля 2019 г. № 12- 735/2019 и постановление заместителя председателя Тюменского областного  суда от 14 октября 2019 г. № 4А-468/2019, состоявшиеся в отношении  конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью  Управляющая компания «Домовой» - управляющей организации общества с  ограниченной ответственностью Управляющая компания «Танью» (далее - ООО УК «Домовой», ООО УК «Танью») ФИО1 по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 2  статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного  района г. Тюмени от 5 июля 2019 г., оставленным без изменения решением  судьи Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 31 июля  2019 г. № 12-735/2019 и постановлением заместителя председателя Тюменского  областного суда от 14 октября 2019 г. № 4А-468/2019, ФИО1,  являющийся конкурсным управляющим ООО УК «Домовой» - управляющей  организации ООО УК «Танью», признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 


подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 50 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит об отмене постановлений, состоявшихся в отношении его  по настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) осуществление предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением  лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч  рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных  предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или  дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот  пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября  2014 г. № 1110 утверждено Положение о лицензировании  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными  требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1  -6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются: 

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161  Жилищного кодекса Российской Федерации; 

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным  домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской  Федерации; 

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45  Жилищного кодекса Российской Федерации; 

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и  частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской  Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей  организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в  многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ,  которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном  доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических  регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил  содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление 


коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома,  качество которых должно соответствовать требованиям установленных  Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки  и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. 

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации  по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая  организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников  помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату  обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги  по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять  работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком  доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления  многоквартирным домом деятельность. 

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в  том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан,  надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г.   № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для  обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном  доме (далее также Минимальный перечень услуг и работ). 

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по  строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г.   № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного  фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного  фонда). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа  2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в  многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в  многоквартирном доме). 

Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной прокуратурой  г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа совместно со  специалистом Салехардского отдела департамента государственного  жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, установлено, что  ООО УК «Танью», осуществляющим на основании лицензии от 9 сентября  2015 г. № 089-000091 (выдана департаментом государственного жилищного  надзора Ямало-Ненецкого автономного округа) и договора управления  многоквартирными домами от 20 апреля 2017 г. № 39 (далее - договор  управления) предпринимательскую деятельность по управлению  многоквартирным домом 20 по ул. Мира в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого  автономного округа, не выполнены нормативы по его содержанию,  предусмотренные договором управления, «ГОСТ 30494-2011.  Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры 


микроклимата в помещениях», введенным в действие приказом Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г.   № 191-ст (далее - ГОСТ 30494-2011), названным выше Минимальным  перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего  содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами и нормами  технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами содержания общего  имущества в многоквартирном доме: 

- в нарушение договора управления в течение зимнего периода 2018-2019  годов не выполнялись работы по уборке и сдвиганию свежевыпавшего снега,  его механизированной погрузке и вывозу, очистке от наледи и льда придомовой  территории, уборке от снега площадки перед входом в подъезд; 

- в нарушение пунктов 1, 3, 12 Минимального перечня услуг и работ не  выполняются работы, связанные с содержанием помещений, относящихся к  общему имуществу; 

- в нарушение пункта 4.4 ГОСТ 30494-2011 не соблюдаются требования,  предъявляемые к температурному режиму в жилых помещениях и местах  общего пользования многоквартирного дома (в квартирах № 1, 2 и 4 средняя  температура воздуха составила 13,8°С, 6,7°С и 4,3°С вместо допустимых 2024°С, на лестничных клетках - 1,7°С вместо допустимых 14-20°С); 

- в нарушение пунктов 2.6.2, 4.10.2.1, 5.1.2, 5.8.3 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда повреждения трубопровода  теплоснабжения, в том числе размещенного в подъезде жилого дома,  неоднократно устранены хомутами, что влечет риск повторного возникновения  протечек и порывов, а принятые меры по ремонту трубопровода  теплоснабжения не способствуют нормализации температурного режима в  подъезде жилого дома; 

- в нарушение пунктов 2.1.3, 4.1.3, 4.6.1.3, 4.10.3.3, 6.6.10 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда, подпункта «а» пункта 11,  пунктов 13,14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме  допущены и не устранены искривление горизонтальных конструкций,  неравномерная осадка здания, деформация конструкций (дверные оконные  проемы, полы, потолок), не просматривается основание дома, наблюдается  разрушение нижних венцов в доступном для осмотра месте, имеется  вероятность ежегодного подтопления талыми и иными водами вследствие  отсутствия водоотводящих устройств; 

- в нарушение пунктов 4.2.2.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.10.2.1 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда допущены и не устранены  повреждения облицовочного слоя фасада, усыхание дощатого покрытия  фасада; 

- в нарушение пунктов 2.1.3, 2.5.2, 2.7.8, 4.8.1, 4.8.3, 4.8.4, 4.8.13 Правил и  норм технической эксплуатации жилищного фонда допущены и не устранены  загнивание древесины досок, прогибы досок площадки 2-го этажа, углубление в  ступенях от истирания, отсутствие местами тетивы в местах крепления к  подкосоурным балкам и перилам; 


- в нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.10, 4.2.2, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.1, 4.2.1.1  Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда допущены и не  устранены нарушения отделочных слоев потолка, лакокрасочного покрытия  стен и полового покрытия лестничных клеток и межэтажных площадок, а также  отделки (местами отсутствует) стен и потолка в подъезде; 

- в нарушение пунктов 2.1, 2.1.5, 4.3.1, 4.3.4, 4.10.2.1 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда отсутствует утеплитель  потолочного перекрытия в чердачном помещении; 

- в нарушение пунктов 3.3.1, 3.3.4, 4.6.1, 4.6.1.1 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда чердачное помещение захламлено  бытовыми предметами и прочим мусором; 

- в нарушение пунктов 3.2.11, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.11, 4.8.12 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда входные двери подъездов  требуют уплотнения и утепления; 

- в нарушение пунктов 1.5.3, 2.6.10, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической  эксплуатации жилищного фонда не закрыты распределительные коробки,  местами электропроводка проложена по сгораемому основанию; 

- в нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.6.1.20, 4.6.3.6, 4.6.1.12  Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда неисправно  кровельное покрытие в сопряжениях со стойками телеантенн; 

- в нарушение пунктов 1.8, 3.6, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.15, 3.6.19, 3.6.21, 3.6.22,  3.8.10, 6.6.21 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда  внутриквартальные проезды и тротуары не убраны от снега, имеются снежные  заносы по периметру жилого дома, что способствует увлажнению конструкций; 

- в нарушение пунктов 3.5, 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации  жилищного фонда на фасаде отсутствует указатель наименования улицы. 

По факту допущенных нарушений заместителем прокурора г. Лабытнанги  Ямало-Ненецкого автономного округа 20 марта 2019 г. в отношении  конкурсного управляющего ООО УК «Домовой» - управляющей организации  ООО УК «Танью» ФИО1 возбуждено дело об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Факт совершения административного правонарушения подтвержден:  постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении  (л.д. 1-6), копией договора от 20 апреля 2017 г. № 39 управления  многоквартирным домом 20 по ул. Мира в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого  автономного округа (л.д. 18-45), протоколом измерений параметров  микроклимата (л.д. 47-51), копией решения Арбитражного суда Ямало- Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2017 г. по делу № А81-5399/2016 о  признании ООО УК «Домовой» банкротом, открытии в отношении его  конкурсного производства, утверждении ФИО1 конкурсным  управляющим (л.д. 53-58), копией лицензии на осуществление  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами  ООО УК «Танью» (л.д. 69-70), копией договора передачи полномочий 


единоличного исполнительного органа (генерального директора) от 28 апреля  2018 г., заключенного между ООО УК «Танью» и управляющей организацией - ООО УК «Домовой» в лице конкурсного управляющего Лиханова А.Ю.  (л.д. 71-76), актом проверки и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 77-98) и  другими материалами, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1,  являющегося конкурсным управляющим ООО УК «Домовой» - управляющей  организации ООО УК «Танью», состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Вопреки доводам заявителя собранные по делу доказательства в  совокупности объективно свидетельствуют о том, что конкурсным  управляющим ООО УК «Домовой» (управляющей организации  ООО УК «Танью») ФИО1 предпринимательская деятельность по  управлению многоквартирным домом осуществлялась с нарушением  лицензионных требований. 

Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного  административного правонарушения, несостоятелен. 

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административную ответственность в  качестве должностных лиц несут совершившие административные  правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных  или административно-хозяйственных функций руководители и другие  работники иных организаций, арбитражные управляющие. 

В силу статьи 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается  гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой  организации арбитражных управляющих; конкурсным управляющим - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для  проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных  названным Федеральным законом полномочий, или государственная  корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая указанные  полномочия в случаях, установленных этим законом. 


В соответствии с положениями указанных норм конкурсный управляющий  ООО УК «Домовой» (управляющей организации ООО УК «Танью»)  Лиханов А.Ю. обоснованно привлечен к административной ответственности,  предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в минимальном размере,  предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц. 

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических  обстоятельств и приведенных выше норм выводы судов не опровергают и не  свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные  нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные  требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть  дело. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного  района г. Тюмени от 5 июля 2019 г., решение судьи Ленинского районного суда  г. Тюмени Тюменской области от 31 июля 2019 г. № 12-735/2019 и  постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от  14 октября 2019 г. № 4А-468/2019, состоявшиеся в отношении конкурсного  управляющего ООО УК «Домовой» - управляющей организации  ООО УК «Танью» ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда )

Российской Федерации .ФИО2