ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 9-АД19-16 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД 19-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 22 мая 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление временно исполняющего обязанности заместителя начальника  центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в  области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД по Нижегородской области от  19 июля 2017 года № 18810152170619151794, решение судьи Семеновского  районного суда Нижегородской области от 22 ноября 2017 года, решение судьи  Нижегородского областного суда от 31 января 2018 года и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 21 мая 2018  года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением временно исполняющего обязанности заместителя  начальника центра автоматизированной фиксации административных  правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД по  Нижегородской области от 19 июля 2017 года № 18810152170619151794,  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  300 000 рублей. 

Решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от  22 ноября 2017 года постановление временно исполняющего обязанности  заместителя начальника центра автоматизированной фиксации  административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ 


МВД по Нижегородской области от 19 июля 2017 года изменено в части  размера назначенного Довгальцу С.Я. административного штрафа, который  снижен до 150 000 рублей. В остальной части постановление должностного  лица оставлено без изменения. 

С решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской области  от 22 ноября 2017 года согласились судья Нижегородского областного суда в  решении от 31 января 2018 года и заместитель председателя Нижегородского  областного суда в постановлении от 21 мая 2018 года. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении него по  настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их  незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) движение тяжеловесного и (или)  крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых  габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20  сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства  или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10,  но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех  тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати  пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот  пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного  средства в размере трехсот тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения),  установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него  превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических  кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая  один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом,  выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на  2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются  в соответствии со специальными правилами. 


В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15  апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным  транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с  учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы  транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые  нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08  ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от  8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами  запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на  тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и  (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают  допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на  ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных  средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных  разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также  осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу  свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по  автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса  которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на  два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств  Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки  вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии  специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями  указанной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к административной  ответственности за административные правонарушения в области дорожного  движения и административные правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,  совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и 


киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 07 июня 2017 года в 21 час 18  минут по адресу: Нижегородская область, Семеновский район, автодорога  Р-159 «Нижний Новгород - Шахунья - ФИО2», 72 км + 330 м транспортное  средство «РЕНО МАОЫЦМ 440», государственный регистрационный знак  <...>, собственником (владельцем) которого является ФИО1, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31  Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с  превышением осевой нагрузки на 10,90% (11,06 т при предельно допустимой  10,0 т) без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «ИБС ВИМ», поверка  действительна до 13 октября 2017 года. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью  2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Не согласившись с постановлением временно исполняющего обязанности  заместителя начальника центра автоматизированной фиксации  административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ  МВД по Нижегородской области от 19 июня 2017 года   № 18810152170619151794, ФИО1 обжаловал его, заявляя о том, что  транспортное средство «РЕНО МАОМЖ 440», государственный  регистрационный знак <...>, в момент, относящийся к событию  административного правонарушения, находилось в пользовании иного лица. 

Оставляя указанную жалобу без удовлетворения, судья Семеновского  районного суда Нижегородской области и вышестоящие судебные инстанции  мотивировали свои выводы тем, что представленные в подтверждение  приведенного довода документы не являются доказательствами, достоверно  свидетельствующими о том, что в момент фиксации административного  правонарушения названное транспортное средство, собственником которого  является ФИО1, находилось в пользовании иного лица. 

С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.

Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что собственник  (владелец) транспортного средства освобождается от административной  ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу  об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3  статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней  данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения  транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого 


лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате  противоправных действий других лиц. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением  случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части 3  этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка  либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного  средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться  доверенность на право управления транспортным средством другим лицом,  полис, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению  данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга  транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно  управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного  правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее  установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях»). 

При этом Кодекс Российской Федерации об административных  правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на  любой стадии производства по делу об административном правонарушении. 

В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства «РЕНО  МАОМЦМ 440», государственный регистрационный знак <...>, в  момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного  лица в материалах дела содержатся: копии договора аренды транспортного  средства без экипажа с правом выкупа от 14 апреля 2017 года № 1, 


заключенного между Довгальцом С.Я. (арендодатель) и Семендяевым А.В.  (арендатор), акта приема-передачи автомобиля, на основании которых  указанное транспортное средство передано в возмездное временное владение и  пользование Семендяеву А.В. на двенадцать месяцев (л.д. 10 - 15); копии  расписок о получении Довгальцом С.Я. денежных средств за аренду  автомобиля (л.д. 16 - 19); копия страхового полиса обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств <...>, согласно которому к управлению транспортным средством  допущен, в том числе Семендяев А.В. (л.д. 27); копия договора - заявки на  перевозку груза на основании договора от 06 июня 2017 года № 06/06, в  котором исполнительном значится Семендяев А.В. (л.д. 20); копия товарно- транспортной накладной от 07 июня 2017 года, по которой груз для перевозки  принял водитель Семендяев А.В. (л.д. 21). 

Не признавая данные документы доказательствами, достоверно  свидетельствующими о том, что в момент фиксации административного  правонарушения транспортное средство, собственником которого является  ФИО1, находилось в пользовании иного лица, а заявленные доводы  полагая несостоятельными, судья районного суда исходил из того, что они  бесспорно не свидетельствуют о том, что транспортное средство в момент  фиксации административного правонарушения не могло находиться во  владении ФИО1 

Вышестоящими судебными инстанциями выводы судьи районного суда  поддержаны. 

Вместе с тем такие выводы правильными признать нельзя.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице  органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об  административных правонарушениях в области дорожного движения в случае  их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и  соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств,  будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность,  не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих  принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Такое распределение бремени доказывания не освобождает  уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел  об административных правонарушениях в области дорожного движения в  случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения 


требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и других статей данного Кодекса,  направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и  своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел  об административных правонарушениях (определения от 07 декабря 2010 года   № 1621-0-0, от 22 марта 2011 года № 391-0-0, от 21 июня 2011 года   № 774-0-0, от 25 января 2012 года № 177-0-0). 

Однако требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях о всесторонности и полноте  рассмотрения дела об административном правонарушении судьей городского  суда и вышестоящими судебными инстанциями не выполнены, меры к  истребованию необходимых сведений, на непредставление которых указано в  судебных актах, не приняты, доводы заявителя должным образом не  проверены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  дела, не исследованы. 

При этом доказательства, представленные ФИО1 в  подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного  правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство средства  «РЕНО МАОЫЦМ 440», государственный регистрационный знак<...>  находилось в пользовании иного лица, не позволяют сделать однозначный  вывод об обоснованности привлечения ФИО1 к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В связи с этим также необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том,  что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к  административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и позицию,  выраженную в перечисленных выше определениях Конституционного Суда  Российской Федерации, согласно которой распределение бремени доказывания,  вытекающее из примечания к указанной выше норме, не отменяет действие в  названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции  невиновности. 

При таких обстоятельствах постановление временно исполняющего  обязанности заместителя начальника центра автоматизированной фиксации  административных правонарушений в области дорожного движения  ГИБДД ГУ МВД по Нижегородской области от 19 июля 2017 года   № 18810152170619151794, решение судьи Семеновского районного суда  Нижегородской области от 22 ноября 2017 года, решение судьи  Нижегородского областного суда от 31 января 2018 года и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 21 мая 2018  года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат отмене. 

Производство по данному делу об административном правонарушении  подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с  отсутствием в действиях ФИО1 состава административного  правонарушения. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление временно исполняющего обязанности заместителя  начальника центра автоматизированной фиксации административных  правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД по  Нижегородской области от 19 июля 2017 года № 18810152170619151794,  решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области  от 22 ноября 2017 года, решение судьи Нижегородского областного суда  от 31 января 2018 года и постановление заместителя председателя  Нижегородского областного суда от 21 мая 2018 года, вынесенные в отношении  ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении прекратить  на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б.Никифоров