ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 9-АД19-37 от 30.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД 19-3 7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 3 0 июля 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев  жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью  строительная компания «БЗДСМ» директора ФИО1 на  вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД  ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области от 11.07.2017, решение судьи  Богородского городского суда Нижегородской области от 08.09.2017, решение судьи  Нижегородского областного суда от 07.11.2017 и постановление заместителя  председателя Нижегородского областного суда от 26.04.2018, состоявшиеся в  отношении общества с ограниченной ответственностью строительная компания  «БЗДСМ» (далее - ООО строительная компания «БЗДСМ», общество) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД

России по Нижегородской области от 11.07.2017 ООО строительная компания  «БЗДСМ» признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию  в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. 

Решением судьи Богородского городского суда Нижегородской области от  08.09.2017, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского  областного суда от 07.11.2017 и постановлением заместителя председателя  Нижегородского областного суда от 26.04.2018, указанное постановление  должностного лица изменено в части назначенного наказания, административный  штраф снижен до 75 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор  ФИО1 выражает несогласие с указанными актами, принятыми в отношении  общества по данному делу об административном правонарушении, и ставит вопрос  об их отмене. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) движение тяжеловесного и (или)  крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального  разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении,  на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы  транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на  величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с  превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного  средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10  процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от  одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных  за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста  пятидесяти тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением  Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090  (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и  опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого  с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине  (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом,  выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а  также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в  соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011   № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под  тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы  транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств 


согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств  согласно приложению № 2. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8.11.2007 года № 257-ФЗ)  пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с  грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента  превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую  нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на  транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без  специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а  также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу  свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по  автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с  грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента  превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую  нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники  и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения,  выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к административной  ответственности за административные правонарушения в области дорожного  движения и административные правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,  совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются  собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 06.07.2017 в 08 часов 41 минуту по  адресу: Нижегородская область, Богородский район, 32 км + 950 м автодороги Р-125  «Нижний Новгород - ФИО2» транспортное средство «КАМАЗ 6520»,  государственный регистрационный знак<...>, собственником (владельцем)  которого является общество, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения  и статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ двигалось с превышением 


допустимой осевой нагрузки на 3,38 % (8,27 т при предельно допустимой 8 т) без  специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством,  работающим в автоматическом режиме, «СВК-2 РВС», поверка которого  действительна до 26.09.2017. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом,  полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического  средства (л.д. 38), актом измерения и проверки автотранспортных средств,  осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов № 52175 от  06.07.2017 (л.д. 39), свидетельством о поверке системы дорожного весового и  габаритного груза № АА 3290724 (л.д. 39, оборот), паспортом транспортного  средства «КАМАЗ 6520», государственный регистрационный знак <...>,  (л.д. 81) и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на  предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Таким образом, ООО строительная компания «БЗДСМ» совершено  административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном  правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу  доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного  Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о  наличии в деянии общества объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на  положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ,  Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных  по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы, в том числе, о том, что ООО строительная компания «БЗДСМ»  не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку  транспортное средство было передано им по договору аренды ФИО3,  являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалоб на постановление  по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены по  мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной 


ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением  случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части 3 этой  статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных  средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта  недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений  работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и  киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного  средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться  доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных  средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным  средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства,  показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а  также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при  осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по  правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в совокупности (пункт 1.3 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Аналогичная позиция выражена в пункте 27 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых  вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции,  действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы). 

Представленные обществом доказательства, свидетельствующие, по мнению  его законного представителя, о невиновности в совершении вмененного  административного правонарушения, в том числе копии договора аренды  транспортного средства без экипажа и акта приема-передачи транспортного  средства, получили оценку нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В рассматриваемом деле, с учетом конкретных установленных обстоятельств,  судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что достаточных  доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что транспортное средство в 


момент фиксации административного правонарушения находилось в пользовании  иного лица в соответствии с требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях ООО строительная компания  «БЗДСМ» представлено не было. Реальность исполнения договора аренды  транспортного средства с ФИО3 обоснованно признана судебными  инстанциями неподтвержденной. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено ООО строительная компания  «БЗДСМ» в пределах санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях для данной  категории дел. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного  Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России  по Нижегородской области от 11.07.2017, решение судьи Богородского городского  суда Нижегородской области от 08.09.2017, решение судьи Нижегородского  областного суда от 07.11.2017 и постановление заместителя председателя  Нижегородского областного суда от 26.04.2018, состоявшиеся в отношении  общества с ограниченной ответственностью строительная компания «БЗДСМ» по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной  ответственностью строительная компания «БЗДСМ» директора ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров