ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 9-АД19-8 от 12.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД19-8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 12 апреля 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Исаева Дмитрия Юрьевича на вступившие в законную  силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ  МВД России по Нижегородской области от 25 мая 2017 года   № 18810152170525077086, решение судьи Семеновского районного суда  Нижегородской области от 22 ноября 2017 года, решение судьи  Нижегородского областного суда от 01 марта 2018 года и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 10 сентября  2018 года, вынесенные в отношении Исаева Дмитрия Юрьевича (далее - Исаев Д.Ю.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ  МВД России по Нижегородской области от 25 мая 2017 года   № 18810152170525077086 Исаев Д.Ю. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 300 000 рублей. 

Решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской  области от 22 ноября 2017 года, оставленным без изменения решением  судьи Нижегородского областного суда от 01 марта 2018 года и  постановлением заместителя председателя Нижегородского областного  суда от 10 сентября 2018 года, постановление должностного лица изменено  в части назначенного административного наказания, размер  административного штрафа снижен до 150 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Исаев  Д.Ю. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении него по  настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их  незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения Исаева Д.Ю. к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров  либо с превышением допустимой массы транспортного средства или  допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10,  но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до  четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от  двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими средствами, имеющими функции  фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца)  транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка  тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства,  габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по  ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по  высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один  прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом,  выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более  чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз,  масса которого с учетом массы транспортного средства превышает  допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или  допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению   № 2. 


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также  осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную  массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения такими транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение  по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса  которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных  средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих  перевозки вооружения, военной техники и военного имущества,  допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в  соответствии с положениями указанной статьи. 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что 17 мая 2017 года в 01 час 58  минут по адресу: Нижегородская область, Семеновский район, 72 км + 330  м автодороги Р-159 Н. Новгород-Шахунья-Киров транспортное средство,  государственный регистрационный знак <...>, собственником  (владельцем) которого является Исаев Д.Ю., в нарушение пункта 23.5 


Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 08 ноября  2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением нагрузки на третью ось  транспортного средства на 13,75 % (9,1 т при предельно допустимой 8 т), на  четвертую ось на 9,63 % (8,77 т при предельно допустимой 8 т), с общей  шириной транспортного средства 261 см при предельно допустимой общей  ширине - 260 см, без специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «ИБС ВИМ», поверка  действительна до 13 октября 2017 года. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе,  фотоматериалом, полученным с применением работающего в  автоматическом режиме технического средства, актом измерения,  проверки параметров и наличия специального разрешения  автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и  крупногабаритных грузов от 17 мая 2017 года № 42727 и иными  собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет  относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Таким образом, Исаевым Д.Ю. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии Исаева Д.Ю. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011  года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом», и совокупности собранных по делу доказательств,  оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы, в том числе, о том, что Исаев Д.Ю. не является  субъектом данного административного правонарушения, поскольку  транспортное средство было передано по договору аренды Сельдюкову  Д.Н., являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалоб на  постановление по делу об административном правонарушении и были 


обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих  судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться доверенность на право управления транспортным  средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной  силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

Представленные Исаевым Д.Ю. доказательства, свидетельствующие,  по его мнению, о невиновности в совершении вмененного  административного правонарушения, получили оценку нижестоящих  судебных инстанций по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В рассматриваемом деле, с учетом конкретных установленных 


обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  том, что достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о  том, что транспортное средство в момент фиксации административного  правонарушения находилось в пользовании иного лица Исаевым Д.Ю. в  соответствии с требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях представлено не было. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Исаеву Д.Ю. в пределах  санкции части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ  МВД России по Нижегородской области от 25 мая 2017 года   № 18810152170525077086, решение судьи Семеновского районного суда  Нижегородской области от 22 ноября 2017 года, решение судьи  Нижегородского областного суда от 01 марта 2018 года и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 10 сентября  2018 года, вынесенные в отношении Исаева Дмитрия Юрьевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Исаева Дмитрия  Юрьевича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров