ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 9-АД20-12 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 9-АД20-12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва /июня 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Павловой Татьяны Васильевны на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Нижегородского  судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от  15.07.2019 № 5-404/2019, решение судьи Нижегородского районного суда  города Нижнего Новгорода от 10.09.2019 № 12-974/2019 и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 12.11.2019 № 4а- 1500/2019, состоявшиеся в отношении должностного лица муниципального  казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по  благоустройству города Нижнего Новгорода» Павловой Татьяны Васильевны  (далее - Павлова Т.В.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Нижегородского  судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от  15.07.2019 № 5-404/2019, оставленным без изменения решением судьи  Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 10.09.2019   № 12-974/2019 и постановлением заместителя председателя Нижегородского  областного суда от 12.11.2019 № 4а-1500/2019, должностное лицо  муниципального казенного учреждения «Административно-техническая  инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода» (далее также - учреждение) Павлова Т.В. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  с назначением административного наказания в виде предупреждения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Павлова  Т.В. выражает несогласие с указанными судебными актами, принятыми в  отношении нее по данному делу об административном правонарушении,  приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Павловой Т.В. к  административной ответственности) несоблюдение должностными лицами  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление  государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления,  уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо  государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих  контрольные функции, требований законодательства о государственном  контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении  проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков  проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной  проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной  проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю  не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном  порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в  ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех  тысяч до пяти тысяч рублей. 

Из части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) следует, что  к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется  взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями (далее по тексту цитируемых норм - мероприятия по  контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями), относятся, в числе иных, плановые (рейдовые) осмотры 


(обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со  статьей 13.2 данного закона, наблюдение за соблюдением обязательных  требований при распространении рекламы. 

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами,  индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными  должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий  на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или  заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора),  органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ). 

Согласно пункту 1 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода,  утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от  23.11.2005 № 91, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода  относится обеспечение исполнения вопросов местного значения. 

Подпунктами 3, 4 пункта 3 статьи 43 названного Устава определено, что  администрация города Нижнего Новгорода в области управления  муниципальной собственностью, взаимоотношений с организациями создает  муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое  обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое  обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и  автономными муниципальными учреждениями, участвует в создании обществ,  в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий  по решению вопросов местного значения; определяет цели, условия и порядок  деятельности муниципальных предприятий и учреждений. 

Как усматривается из материалов дела, Павлова Т.В., являющаяся  инспектором по основной деятельности персонала по осуществлению  мониторинга муниципального казенного учреждения «Административно- техническая инспекция по благоустройству г. Нижнего Новгорода», 13.09.2018  провела мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом  (в форме мониторинга) по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 34 в  отношении общества с ограниченной ответственностью «Омега-Плюс» в  отсутствие задания на проведение такого мероприятия, в рамках которого  осуществила взаимодействие с продавцом салона-магазина. По результатам  проведенного мероприятия 14.09.2018 в адрес руководителя указанной  организации направлено уведомление № 5939 о приведении фасада здания,  расположенного по названному выше адресу, в соответствие с концепцией  от 01.08.2018, а также о демонтаже незаконно установленных рекламных  конструкций в срок до 28.09.2018. 


Фактические обстоятельства вменяемого административного  правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в  числе которых: обращение директора общества с ограниченной  ответственностью «Омега-Плюс» Чагаева И.А. в Администрацию Президента  Российской Федерации о нарушении законов в работе органов местного  самоуправления (л.д. 9), письмо Уполномоченного по защите прав  предпринимателей в Нижегородской области на имя прокурора города  Нижнего Новгорода с просьбой проверки доводов, изложенных в обращении  Чагаева И.А. (л.д. 8), решение заместителя прокурора города Нижнего  Новгорода от 29.05.2019 о проведении проверки деятельности муниципального  казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по  благоустройству города Нижнего Новгорода» на предмет соблюдения  сотрудниками учреждения требований законодательства о муниципальном  контроле, административного законодательства (л.д. 17), решение заместителя  прокурора города Нижнего Новгорода от 20.05.2019 о проведении проверки  деятельности Нижегородского отдела управления административно- технического и муниципального контроля администрации города Нижнего  Новгорода на предмет соблюдения сотрудниками отдела требований  законодательства о муниципальном контроле, административного  законодательства (л.д. 20), письменные объяснения Чагаева И.А., принятые  помощником прокурора города Нижнего Новгорода 16.05.2019 (л.д. 14-16),  письменные объяснения Павловой Т.В., принятые заместителем прокурора  города Нижнего Новгорода 04.06.2019 (л.д. 41-42), ответ законного  представителя учреждения - директора Гракова И.В. на имя заместителя  прокурора города Нижнего Новгорода по обстоятельствам проведенного  13.09.2018 Павловой Т.В. мониторинга территории Нижегородского района  города Нижнего Новгорода (л.д. 19), копии уведомления от 14.09.2018,  выданного Чагаеву И.А. должностным лицом Павловой ТВ., о приведении  фасада здания в соответствие с концепцией от 01.08.2018 и демонтаже  незаконно установленных рекламных конструкций (л.д. 24), должностной  инструкции инспектора по основной деятельности персонала по  осуществлению мониторинга учреждения (л.д. 43-45), устава муниципального  казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по  благоустройству города Нижнего Новгорода», из которого следует,  что учредителем и собственником имущества учреждения является  муниципальное образование городской округ «город Нижний Новгород»,  функции и полномочия учредителя от имени администрации города Нижнего  Новгорода осуществляет управление административно-технического и  муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода  (пункт 1.6), целью деятельности учреждения является, в частности, мониторинг  в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка территории города  Нижнего Новгорода (пункт 2.1.2) (л.д. 88-99), постановление о возбуждении  дела об административном правонарушении (л.д. 3-7), а также иными  собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет 


относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии  с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и  своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса  установлены наличие события административного правонарушения,  должностное лицо муниципального учреждения, осуществляющего  контрольные функции, допустившее несоблюдение требований  законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном  контроле, виновность указанного лица в совершении административного  правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела, а также причины и условия совершения административного  правонарушения. 

Действия должностного лица Павловой Т.В. квалифицированы в  соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего  применению законодательства о государственном контроле (надзоре),  муниципальном контроле. 

Доводы жалобы о том, что Павлова Т.В. не является субъектом вменяемого  административного правонарушения противоречат буквальному содержанию  части 1 статьи 19.6.1 названного Кодекса, предусматривающей  административную ответственность за несоблюдение, в числе иных,  должностными лицами государственных или муниципальных учреждений,  осуществляющих контрольные функции, требований законодательства  о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. 

Ссылка на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации,  состоявшиеся по другим делам об административных правонарушениях,  отклоняется, поскольку сделанные в них выводы основаны на конкретных  обстоятельствах и представленных доказательствах, не аналогичных  обстоятельствам данного дела. 

Срок давности и порядок привлечения должностного лица Павловой Т.В.  к административной ответственности соблюдены. 

При рассмотрении данного дела нарушений норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных 


им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело, не допущено. 

Административное наказание назначено Павловой Т.В. в минимальном  размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Нижегородского  судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от  15.07.2019 № 5-404/2019, решение судьи Нижегородского районного суда  города Нижнего Новгорода от 10.09.2019 № 12-974/2019 и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 12.11.2019 № 4а- 1500/2019, состоявшиеся в отношении должностного лица муниципального  казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по  благоустройству города Нижнего Новгорода» Павловой Татьяны Васильевны  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Павловой Татьяны  Васильевны - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров