ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 9-АД21-9 от 30.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД21-9-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 30 марта 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Кабирова Садртдина Бадертдиновича на вступившие в  законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД  ГУ МВД России по Нижегородской области от 29 марта 2019 г.   № 18810152190329061243, решение судьи Семеновского районного суда  Нижегородской области от 1 августа 2019 г. № 12-196/2019, решение судьи  Нижегородского областного суда от 2 октября 2019 г. № 7-1264/2019 и  постановление заместителя председателя Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 14 октября 2020 г. № 16-5900/2020, вынесенные в отношении  Кабирова Садртдина Бадертдиновича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД  России по Нижегородской области от 29 марта 2019 г.   № 18810152190329061243, оставленным без изменения решением судьи  Семеновского районного суда Нижегородской области от 1 августа 2019 г.   № 12-196/2019, решением судьи Нижегородского областного суда от 2 октября  2019 г. № 7-1264/2019 и постановлением заместителя председателя Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2020 г. № 16-5900/2020,  Кабиров СБ. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  250 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Кабиров СБ. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении его по  настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их  незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или)  крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых  габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20  сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства  или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10,  но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех  тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати  пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот  пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного  средства в размере трехсот тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 г. № 1090 (в редакции, действовавшей на момент совершения  административного правонарушения, далее - Правила дорожного движения),  установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него  превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических  кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая  один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом,  выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на  2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются  в соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  15 апреля 2011 г. № 272 (действовавших на момент совершения  административного правонарушения, утративших силу с 1 января 2021 г. в  связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от  26 октября 2020 г. № 1742, далее - Правила перевозок грузов автомобильным  транспортом), тяжеловесным транспортным средством признается  транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает  допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 или  нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось  транспортного средства согласно приложению № 2. 


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ)  пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение  по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на  два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных  средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных  грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном  данным законом. 

Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по  автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса  которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на  два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств  Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки  вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии  специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной  статьи. 

В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях к административной ответственности за  административные правонарушения в области дорожного движения и  административные правонарушения в области благоустройства территории,  предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела следует, что 14 марта 2019 г. в 20 часов 34 минуты по  адресу: Нижегородская область, Семеновский район, автодорога Р-159 Нижний  Новгород - Шахунья - Киров, 72 км + 330 м водитель транспортного средства  (в составе автопоезда) «Мегсеёез-Вепг Ахог 1835 Ь8», государственный  регистрационный знак <...>, собственником (владельцем) которого  является Кабиров СБ., в нарушение приведенных выше норм двигался без  специального разрешения с осевой нагрузкой 8,95 т при предельно допустимой  установленной приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным  транспортом осевой нагрузке 7,5 т, то есть с превышением осевой нагрузки на  19,33%, с осевой нагрузкой 8,28 т на ось № 4 при предельно допустимой осевой  нагрузке 7,5 т, то есть с превышением осевой нагрузки на 10,40%, с осевой  нагрузкой 7,74 т на ось № 5 при предельно допустимой осевой нагрузке 7,5 т,  то есть с превышением осевой нагрузки на 3,20%, с общей массой 43,19 т при 


предельно допустимой установленной приложением № 1 к названным  Правилам общей массе 40 т, то есть с превышением общей массы на 7,98%. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме «ИБС В ИМ»,  идентификатор № ИБС.00002.02082016, поверка действительна до 26 декабря  2019 г. 

Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным  с применением работающего в автоматическом режиме технического средства,  актом измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих  перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и иными собранными по  делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Требования статьи 24.1 названного кодекса выполнены, при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные  статьей 26.1 названного кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о  наличии в деянии Кабирова СБ. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного кодекса,  Закона № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и  совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с  ним не имеется. 

В настоящей жалобе заявитель утверждает, что в момент, относящийся к  событию административного правонарушения, транспортное средство на  основании договора аренды грузового автомобиля, находилось во временном  пользовании ООО «ТД «МолТрейд», которому передано за плату 10 000 рублей  в месяц. 

Данный довод был предметом проверки при рассмотрении жалоб на  постановление по делу об административном правонарушении и обоснованно  отклонен по мотивам, приведенным в соответствующих актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением  случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что положение части 3 этой  статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные 


законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка  либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного  средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться  доверенность на право управления транспортным средством другим лицом,  полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению  данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга  транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно  управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного  правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее  установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у  судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях», в редакции, действовавшей на момент  совершения административного правонарушения). 

Аналогичная правовая позиция выражена в пункте 27 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20  «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении  дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». 

Доказательства, представленные в обоснование довода о невиновности  Кабирова СБ. в совершении вмененного административного правонарушения  (копии договора аренды транспортного средства без экипажа от 19 марта  2018 г. № 4 (далее - договор аренды) и акта приема-передачи транспортного  средства от 20 марта 2018 г., л.д. 33-38; копия страхового полиса обязательного  страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  л.д. 39; копия акта от 21 марта 2018 г. передачи ООО «ТД «МолТрейд»  бортового устройства с серийным (бортовым) номером 510445550 для  установки на транспортное средство с государственным регистрационным  знаком <...>, л.д. 6, 27; автоматически сформированные из государственной системы взимания платы «Платон» сведения о внесении  ООО «ТД «МолТрейд» платы за указанное транспортное средство за период с  21 марта по 31 декабря 2018 г., л.д. 7; копии транспортных накладных, л.д. 22- 24; копия путевого листа, л.д. 5; выписка операций системы взимания платы  «Платон» за период с 1 по 31 марта 2019 г. без указания транспортного  средства, за движение которого внесена плата, л.д. 26; копия договора  безвозмездного пользования бортовым устройством от 3 августа 2017 г. 


№ 606590, л.д. 28; платежные поручения от 5 февраля 2019 г., 5 и 24 июля  2019 г., л.д. 29, 30, 32), получили оценку нижестоящих судебных инстанций по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Судебные инстанции с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела  пришли к обоснованному выводу о том, что представленные документы не  являются достаточными доказательствами, бесспорно подтверждающими  нахождение транспортного средства в момент фиксации административного  правонарушения в пользовании иного лица. 

В рамках пересмотра постановления о назначении административного  наказания в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях поставлена под сомнение реальность  исполнения договора аренды, исходя из следующего. 

Пунктами 5.1, 5.2 и 5.4 договора аренды установлено, что стоимость  пользования транспортным средством, переданным в аренду, за полный срок  его аренды составляет 760 000 рублей, в том числе НДС, выплачивается  долями, ее размер может изменяться по соглашению сторон. 

Данных об изменении размера арендной платы в соответствии с  пунктом 5.4 договора аренды не имеется. 

Объективные доказательства внесения арендатором арендной платы в  течение года с момента его заключения 19 марта 2018 г. отсутствуют. Согласно  копиям платежных поручений от 5 февраля 2019 г., 5 и 24 июля 2019 г.  денежные средства в сумме 185 000, 200 000 и 100 000 рублей внесены  ООО «ТД «МолТрейд» не по договору аренды, а по договору за транспортные  услуги (л.д. 29, 30, 32). Реальность исполнения договора аренды не  подтверждена. 

Кроме того, обращают на себя внимание следующие обстоятельства. 

Представленные заявителем материалы позволяют сделать вывод о том,  что транспортное средство «Мегсео'ез-Вепг Ахог 1835 Ь8», государственный  регистрационный знак <...>, было зарегистрировано в реестре системы взимания платы «Платон» за владельцем ООО «ТД «МолТранс». 

Исходя из содержания договора безвозмездного пользования и акта  передачи бортового устройства, за указанным транспортным средством  закреплено бортовое устройство с серийным (бортовым) номером 510445550. 

Согласно представленным документам плата в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильными дорогам общего пользования федерального  значения этим транспортным средством внесена за период с 21 марта по  31 декабря 2018 г. (л.д. 7). 

Что касается выписки операций системы взимания платы «Платон» от  8 мая 2019 г., то из ее содержания не следует, что за март 2019 года плата в счет  возмещения такого вреда вносилась в связи с движением этого транспортного  средства, а не иного (л.д. 26). 

При этом до истечения срока давности привлечения к административной  ответственности Кабиров СБ. не воспользовался предусмотренной пунктом 5  части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных 


правонарушениях возможностью обратиться в административный орган с  заявлением о нахождении транспортного средства во владении и пользовании  иного лица. 

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что  достаточных доказательств, безусловно подтверждающих, что в период  фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме  транспортное средство находилось во владении (пользовании) другого лица, не  представлено. 

Доводы жалобы полностью повторяют доводы, которые приводились  заявителем в ходе производства по делу, были предметом проверки судебных  инстанций и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых  актах. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по  делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений  не является. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено Кабирову СБ. в пределах санкции  части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с учетом положений статьи 4.1 названного кодекса и  правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  выраженной в постановлении от 18 января 2019 г. № 5-П. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  разрешены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России  по Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 18810152190329061243,  решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от  1 августа 2019 г. № 12-196/2019, решение судьи Нижегородского областного  суда от 2 октября 2019 г. № 7-1264/2019 и постановление заместителя  председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября  2020 г. № 16-5900/2020, вынесенные в отношении Кабирова СБ. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Кабирова СБ. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров