ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 9-АД23-19 от 06.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД23-19-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 06 декабря 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 1 Богородского  судебного района Нижегородской области от 21 сентября 2022 года, решение  судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 16 декабря  2022 года и постановление председателя Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 20 марта 2023 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Богородского  судебного района Нижегородской области от 21 сентября 2022 года (с учетом  определения от 05 июля 2023 года об исправлении описки), оставленным без  изменения решением судьи Богородского городского суда Нижегородской  области от 16 декабря 2022 года и постановление председателя Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 20 марта 2023 года, ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 8  месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на  их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы 

жалобы, прихожу к следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Синицына Я.Е. к административной ответственности) невыполнение  водителем транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере  тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090  (далее - Правила дорожного движения) водитель транспортного средства  обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое  управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и  оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила),  воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях обстоятельства,  являющиеся основанием для направления водителя на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок 

направления на такое освидетельствование. 


В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными  основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в  состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих  признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 23 июля 2022 года  в 20 часов 50 минут на пер. Комсомольский, д. 3 в г. Богородске  Нижегородской области, водитель ФИО1 управлял транспортным  средством «HONDA - CIVIC», государственный регистрационный знак  <...>, с признаком опьянения: запах алкоголя изо рта, указанным в  пункте 3 Правил. 

В связи с наличием названного признака опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, ФИО1 было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения, от прохождения которого он отказался. 

Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного  средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии  достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства  находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, ФИО1 был  направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,  однако, в 21 час 52 минуты по адресу: <...>, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он  не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в случаях,  предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно  присутствие понятых или применение видеозаписи. 

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения  процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти  процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается  запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении  процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к  соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к ФИО1 в соответствии с требованиями  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных 

правонарушениях, (при отстранении от управления транспортным средством, 


проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и  направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения)  велась видеозапись. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении  (л.д. 3); протоколом об отстранении от управления транспортным  средством (л.д. 4); актом освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения (л.д. 5); протоколом о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 6); протоколом о  задержании транспортного средства (л.д. 7); рапортом инспектора ДПС ОБ  ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области (л.д. 18); списком  административных правонарушений ФИО1 (л.д. 17); видеозаписью  (л.д. 12) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 52 ВМ № 404259 от 23 июля  2022 года следует, что ФИО1 был направлен на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения от прохождения которого он  отказался, о чем была сделана соответствующая отметка. 

Отказ ФИО1 зафиксирован в названном протоколе о  направлении на медицинское освидетельствование, от подписи которого он  отказался, о чем в протоколе сделана соответствующая запись  сотрудником ГИБДД, что удостоверено подписью должностного лица и  видеозаписью (л.д. 6, 17). 

В ходе производства по делу об административном правонарушении,  судами были исследованы вышеуказанная видеозапись, которая получила  надлежащую оценку. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении ФИО1 административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Довод жалобы о том, что ФИО1 не отказывался от прохождения  медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нельзя признать  состоятельным. 

Отказ водителя от выполнения законных требований уполномоченного  должностного лица либо медицинского работника о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует 

объективную сторону состава административного правонарушения, 


предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и может выражаться как в форме  действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель  не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности,  предпринимает усилия, препятствующие совершению данного  процессуального действия или исключающие возможность его совершения,  например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в  рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа  должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского  освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об  административном правонарушении (абзац восьмой пункта 11  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной  практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях,  предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях»). 

Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об  административном правонарушении, объективно свидетельствуют  об отказе ФИО1 выполнить законное требование должностного лица  ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние  опьянения. 

Иные доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны  по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе производства  по делу, установленные обстоятельства и выводы о виновности  ФИО1 в совершении вмененного административного  правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность  обжалуемых актов. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности не нарушены. 

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых  судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Богородского  судебного района Нижегородской области от 21 сентября 2022 года, решение 

судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 16 декабря 


2022 года и постановление председателя Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 20 марта 2023 года, вынесенные в отношении Синицына  Ярослава Евгеньевича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  Синицына Я.Е. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев