ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Б7-АД21-5-К8 от 21.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № б7-АД21-5-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 21 мая 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Киприяновой Е.А., действующей в интересах  Алимова Вадима Альфредовича, на вступившие в законную силу  постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от  28 мая 2020 года, решение судьи Новосибирского областного суда от 03  сентября 2020 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 30 декабря 2020 года, состоявшиеся в отношении  индивидуального предпринимателя Алимова Вадима Альфредовича (далее - Алимов В. А.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города  Новосибирска от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения решением  судьи Новосибирского областного суда от 03 сентября 2020 года и  постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30  декабря 2020 года, Алимов В. А. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Киприянова Е.А. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в  отношении Алимова В.А. по данному делу, ставя вопрос об их отмене и  прекращении производства по делу. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению 


жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Алимова В.А. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати  тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020  года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным  с применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции  (СОУЮ-19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21  декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения  гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности  или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила), в их  системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также  дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской  Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации  (вопрос 17 вышеназванного Обзора). 

При этом граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные 


нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять  установленные правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21  декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера»). 

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020  года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» высшим  должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов  государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом  положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической  обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции  (СОУЮ-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку  и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую  очередь, в числе прочего, приостановить (ограничить) деятельность  находящихся на соответствующей территории отдельных организаций  независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а  также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5  этого Указа. 

Постановлением Правительства Новосибирской области от 03 апреля 2020  года № 102-п «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 02  апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской  Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции  (СОУЮ-19)» (далее - постановление Правительства Новосибирской области  от 03 апреля 2020 года № 102-п) определен перечень основных видов  деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов  экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в  отношении которых реализуются ограничительные и иные мероприятия,  направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, не требующие обязательного приостановления деятельности  организаций. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для вынесения обжалуемых судебных актов  послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении  выводы, о том, что Алимов В.А. 01 мая 2020 года в 15 часов 00 минут в  магазине «Постелька», расположенном по адресу: город Новосибирск, улица  Бориса Богаткова, 208/1, осуществлял деятельность, не включенную в  перечень, установленный постановлением Правительства Новосибирской  области от 03 апреля 2020 года № 102-п, а именно - по розничной продаже  текстильных изделий, не выполнив тем самым правила поведения при 


введении режима повышенной готовности на территории, на которой  существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (административная  ответственность по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя. 

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто  не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения  не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения  ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не  исполнено постановление о назначении административного наказания. 


Постановлением Правительства Новосибирской области от 15 мая 2020  года № 168-п «О перечне отраслей экономики, в которых осуществляется  приостановление (ограничение) деятельности находящихся на территории  Новосибирской области отдельных организаций независимо от  организационно-правовой формы и формы собственности, а также  индивидуальных предпринимателей, внесении изменения в постановление  Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года № 72-п и  признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства  Новосибирской области» признано утратившим силу в числе прочих  постановление Правительства Новосибирской области от 03 апреля 2020 года   № 102-п. 

Таким образом, приведенные выше положения постановления  Правительства Новосибирской области от 03 апреля 2020 года № 102-п  утратили силу. 

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении  постановления о назначении Алимову В.А. административного наказания. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся  в отношении Алимова В.А. о привлечении его к административной  ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.  Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, 


закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления  о назначении административного наказания, если оно не было исполнено  (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска  от 28 мая 2020 года, решение судьи Новосибирского областного суда от 03  сентября 2020 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 30 декабря 2020 года, принятые в отношении Алимова  Вадима Альфредовича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров