ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ19-128 от 29.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ19-128

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 29 апреля 2019 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего
судьи Верховного Суда Романенкова НС.
Российской Федерации
судей Верховного Суда Иваненко ЮГ.
Российской Федерации ФИО1
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению ФИО2 о признании  недействующим подпункта «а» пункта 1485 Правил предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, 

установил:

а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в  многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по  обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «а»); 


б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с  твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого  дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или  огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в  интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с  твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным  оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами  (подпункт «б»). 

Гражданин ФИО2 обратился в Верховный Суд Российской  Федерации с административным исковым заявлением о признании  недействующим подпункта «а» пункта 1485 Правил, ссылаясь на то, что  оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют  частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4  статьи 247 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления», поскольку действующим законодательством  предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с  оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую, в  частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого  образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления,  без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ. 

Как указывает административный истец, он является собственником  домовладения (земельного участка и расположенного на нем жилого дома),  обратился в ООО «Тюменское экологическое общество» с целью заключения  договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными  отходами, однако ему было отказано в заключении прямого договора с  региональным оператором. 

Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3  извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили  рассмотреть дело в их отсутствие. 

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои  интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  (поручение от 30 марта 2019 г. № КЧ-П9-2459). 

Представитель Правительства Российской Федерации ФИО4  возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что  оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий  Правительства Российской Федерации, соответствует действующему  законодательству и не нарушает прав административного истца. 

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова НС, объяснения  представителя административного ответчика Правительства Российской  Федерации ФИО4, исследовав материалы дела, заслушав заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.,  полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и  судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит  административный иск подлежащим удовлетворению. 


Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение  Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,  федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации  издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты,  имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений  Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального  конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации»). 

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской  Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила  предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и  жилых домах. 

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены  Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской  Федерации от 23 февраля 2019 г. № 184). 

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства  Российской Федерации 30 мая 2011 г. № 22, «Российской газете»  1 июня 2011 г. 

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах,  собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между  исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права  и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о  предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества  предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за  коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии,  порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в  период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении,  порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при  предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с  перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют  основания и порядок приостановления или ограничения предоставления  коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с  наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных  услуг. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля  2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV1, который регулирует вопросы  предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми  коммунальными отходами. 

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской  Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан  обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем 


заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми  коммунальными отходами. 

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и  потребления, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»  предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с  собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для  регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в  заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов,  которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его  деятельности (пункт 1 статьи 247). 

Пункт 148 Правил определяет условия предоставления коммунальной  услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и  пользователю жилого дома (домовладения). 

Определение в оспариваемой норме условия предоставления  коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами  собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на  оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными  отходами является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование,  поскольку не соответствует предмету правового регулирования. 

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50  «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых  актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих  нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его  части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если  оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование,  оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью  или в части с указанием мотивов принятого решения. 

Поскольку Правительство Российской Федерации не является  юридическим лицом, то расходы административного истца по оплате  государственной пошлины подлежат взысканию с Министерства строительства  и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны. 

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения  административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом  принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью  или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в  части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту,  имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в  части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. 


На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180,  215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации 

решил:

административное исковое заявление ФИО2  удовлетворить: 

признать недействующим со дня вступления в законную силу решения  суда подпункт «а» пункта 148 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 6 мая 2011 г. № 354. 

Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального  хозяйства Российской Федерации в пользу ФИО2  расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) руб. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня  принятия решения суда в окончательной форме. 

Председательствующий

судья Верховного Суда НС. Романенков  Российской Федерации 

Судьи Верховного Суда ЮГ. Иваненко  Российской Федерации 

ФИО1