ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ19-468 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ 19-468

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 6 августа 2019 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе  судьи Верховного Суда 

Российской Федерации Иваненко ЮГ.

при секретаре Сибиле Г.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е., 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Канаковой Елены Альбертовны  о признании недействующим пункта 1 приказа Федерального агентства по  техническому регулированию и метрологии от 26 августа 2013 г. № 542-ст  «Об утверждении национального стандарта», 

установил:

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии  (далее также - Росстандарт) 26 августа 2013 г. издан приказ № 542-ст  «Об утверждении национального стандарта» (далее - Приказ). 

Согласно пункту 1 Приказа утверждён для добровольного применения  национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55515-2013  «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации»  с датой введения в действие 1 января 2014 г. (далее - ГОСТ Р 55515-2013).  Данный национальный стандарт введён впервые. 

Канакова Е.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании недействующим  пункта 1 Приказа, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 46  Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании». В обоснование своего требования указывает, что, являясь  директором общества с ограниченной ответственностью «Процентр»,  постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку   № 14 от 16 октября 2018 г. она как должностное лицо привлечена к 


административной ответственности за совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, в связи с несоблюдением  отдельных положений ГОСТ Р 55515-2013. По её мнению, пунктом 1  оспариваемого приказа, утвердившего ГОСТ Р 55515-2013 для добровольного  применения, она введена в заблуждение, что нарушает её права, свободы и  законные интересы, поскольку её позиция относительно добровольного  применения указанного национального стандарта расценена судьями при  рассмотрении дела об административном правонарушении как направленная на  избежание административной ответственности. 

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в  письменных возражениях указало, что оспариваемый в части Приказ, включая  утверждённый им ГОСТ Р 55515-2013, принят в пределах предоставленных  полномочий, не является нормативным правовым актом, пункт 1 Приказа  соответствует законодательству Российской Федерации, административным  истцом не приведены доказательства нарушения его прав, свобод и законных  интересов, утверждённый оспариваемым приказом национальный стандарт  носит исключительно добровольный характер для административного истца до  принятия им соответствующего решения о его обязательности. 

В письменном отзыве Министерство юстиции Российской Федерации  (далее также - Минюст России) указало, что Приказ как акт рекомендательного  характера, утверждённый уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, не подлежал представлению на государственную  регистрацию в качестве нормативного правового акта. 

Административный истец Канакова Е.А. и её представитель Зайцева Г.И.  не явились в судебное заседание, о времени и месте которого извещены  надлежащим образом, заявили о рассмотрении дела в отсутствие  административного истца и его уполномоченного представителя. 

Представитель Федерального агентства по техническому регулированию  и метрологии Коломыцев ЮМ. не признал административный иск. 

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации  Скорбунов Л.А. выразил позицию, изложенную в его письменном отзыве. 

Обсудив доводы административного истца Канаковой Е.А., выслушав  возражения представителя Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии Коломыцева Ю.М., представителя Министерства  юстиции Российской Федерации Скорбунова Л.А., проверив оспариваемый акт  на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в  удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской  Федерации не находит оснований для удовлетворения административного  искового заявления. 

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе  функционирования национальной системы стандартизации, установлены 


Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в  Российской Федерации», который регулирует отношения в сфере  стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении),  утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении  документов по стандартизации, указанных в его статье 14. 

Национальный стандарт Российской Федерации относится к числу  документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе  стандартизации (пункт 2 статьи 2, статья 14 Федерального закона  «О стандартизации в Российской Федерации»). 

В соответствии с пунктом 12 статьи 9 приведённого закона федеральный  орган исполнительной власти в сфере стандартизации утверждает, изменяет  (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации,  устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и  регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила  стандартизации, устанавливает дату введения их в действие. 

На день утверждения ГОСТ Р 55515-2013 цели, принципы  стандартизации, документы в области стандартизации, а также  соответствующие полномочия национального органа Российской Федерации по  стандартизации, связанные с утверждением национальных стандартов, правила  разработки и утверждения национальных стандартов были определены в  статьях 11-14, 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  «О техническом регулировании», утративших силу 1 июля 2016 г. 

Исходя из пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О техническом  регулировании», подпунктов 5.4.2, 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном  агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённого  постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.   № 294, в редакциях, действовавших на день принятия Приказа, утверждение  национального стандарта относилось к полномочиям Росстандарта как  федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции  национального органа по стандартизации. 

Разработка проекта ГОСТ Р 55515-2013 проводилась при соблюдении  процедур, регламентированных статьёй 16 Федерального закона  «О техническом регулировании» (в редакции, действовавшей на день принятия  Приказа) и ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации.  Основные положения», введённым в действие приказом Росстандарта  от 23 ноября 2012 г. № 1146-ст. Статья 16 указанного закона предусматривала,  что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, а  уведомление о разработке национального стандарта и уведомление о  завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта  подлежат опубликованию в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации (пункты 2, 3, 5, 6). 

В соответствии с пунктом 5 Положения об опубликовании уведомлений о  разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного  обсуждения проекта национального стандарта, утверждённого постановлением 


Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 458, уведомление о  разработке проекта ГОСТ Р «Оборудование надувное игровое. Требования  безопасности при эксплуатации» было размещено на официальном сайте  Росстандарта в сети «Интернет» (\у\у\у.§оз1:.ги) 5 сентября 2011 г., публичное  обсуждение проекта названного национального стандарта проводилось с  учётом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось  16 августа 2012 г., о чём также на указанном сайте было размещено  соответствующее уведомление. Разработчиками проекта являлись закрытое  акционерное общество «Проектно-производственное предприятие «Циркон» и  учреждение реабилитации инвалидов «Завод «Воздушный замок». 

ГОСТ Р 55515-2013 опубликован в печатном издании  (М.: Стандартинформ, 2014), размещён на официальном сайте Росстандарта в  сети «Интернет» (лу\улу.§оз1.ги), что соответствует требованиям подпункта «а»  пункта 3 Положения об опубликовании национальных стандартов и  общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной  информации, утверждённого постановлением Правительства Российской  Федерации от 25 сентября 2003 г. № 594, согласно которому тексты  национальных стандартов подлежат официальному опубликованию в печатных  изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего  пользования - на официальном сайте Росстандарта. 

Таким образом, ГОСТ Р 55515-2013 утверждён и введён в действие  Росстандартом в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации и в пределах полномочий национального органа по стандартизации. 

Вопреки доводам административного истца пункт 1 Приказа, согласно  которому ГОСТ Р 55515-2013 утверждён для добровольного применения, не  противоречит требованиям действующего законодательства, включая пункт 1  статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании». 

В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона «О стандартизации в  Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации  применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере  независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ,  услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.  Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя  и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции  национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения  национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной  документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы  стандартизации. 

Стандартизация в Российской Федерации основывается в том числе на  принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1  статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»).  До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплён в статье 12 и абзаце втором  пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О техническом регулировании». 


Частью 2 статьи 5 Федерального закона «О стандартизации в Российской  Федерации» предусмотрено, что применение документов по стандартизации  для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с  Федеральным законом «О техническом регулировании». 

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона «О техническом  регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в  сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера,  за исключением случаев, установленных статьями 5 и 91 этого закона. 

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом  регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу указанного  закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов  требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к  продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства,  строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами  Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов  исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части,  соответствующей целям: 

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или  юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в  том числе потребителей; 

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные  документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на  период до вступления в силу соответствующих технических регламентов  обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с  требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания),  производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,  перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими  федеральными органами исполнительной власти в информационной системе  общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих  обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов  и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 5 названного  закона. 

В утверждённом Приказом ГОСТ Р 55515-2013 определено, что его  требования предназначены для снижения уровня риска причинения вреда  посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования  (введение), что отвечает целям защиты жизни или здоровья граждан,  имущества физических лиц. 

Положениями абзаца двадцать шестого пункта 2 Протокола  «О техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза»  (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, 


подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г., стороной которого в том числе  является Российская Федерация) предусмотрено, что технический регламент  Евразийского экономического союза является документом, принятым  Евразийской экономической комиссией и устанавливающим обязательные для  применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза  требования к объектам технического регулирования. 

В силу абзаца первого пункта 4 данного протокола в целях выполнения  требований технического регламента Евразийского экономического союза  Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и  региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения  которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований  технического регламента Евразийского экономического союза. 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии  от 18 октября 2016 г. № 114 «О техническом регламенте Евразийского  экономического союза «О безопасности аттракционов» принят технический  регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов»  (ТР ЕАЭС 038/2016), вступивший в силу по истечении 18 месяцев с даты его  принятия, то есть 18 апреля 2018 г. 

Согласно пункту 94 ТР ЕАЭС 038/2016 соответствие аттракционов этому  техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований  непосредственно и требований других вступивших в силу технических  регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза),  действие которых распространяется на аттракционы, либо выполнением  требований международных и региональных (межгосударственных)  стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных)  стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований названного технического регламента. 

Согласно пункту 42 Перечня стандартов, в результате применения  которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований  технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности  аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), утверждённого решением Коллегии  Евразийской экономической комиссии от 10 апреля 2018 г. № 53,  национальный стандарт ГОСТ Р 55515-2013 может использоваться в качестве  документа, в результате применения которого на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 038/2016. 

Пункт 1 Приказа не противоречит приведённым выше требованиям.

Доводы Канаковой Е.А. о нарушении её прав пунктом 1 Приказа  фактически основаны на её несогласии с постановлением мирового судьи,  оставленным без изменения последующими решениями судьи районного суда и  заместителя председателя областного суда, на основании которого она как  должностное лицо привлечена к административной ответственности согласно  части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, но проверка этих актов, включая выводы судьи о наличии 


события и состава административного правонарушения, виновности лица в его  совершении, может быть осуществлена исключительно в порядке,  предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

По изложенным выше мотивам оснований для удовлетворения  требований о признании недействующим пункта 1 Приказа, который не  нарушает права административного истца в указанном в заявлении аспекте, не  имеется. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Канаковой Елены  Альбертовны о признании недействующим пункта 1 приказа Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 августа 2013 г.   № 542-ст «Об утверждении национального стандарта» отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ЮГ. Иваненко