ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ19-63 от 28.03.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ19-63

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 28 марта 2019 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе  судьи Верховного Суда 

Российской Федерации ФИО1
при секретаре Комиссаровой А.В.
с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО2 об  оспаривании в части пунктов 42 и 50 Правил государственной регистрации  автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной  инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел  Российской Федерации и пункта 1 Перечня нормативных правовых актов МВД  России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России,  которые признаются утратившими силу, утвержденных приказом  Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2018 г.   № 399, 

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от  26 июня 2018 г. № 399 (далее - Приказ) утверждены Правила государственной  регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства  внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) (приложение № 1) и  Перечень нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений  нормативных правовых актов МВД России, которые признаются утратившими  силу (приложение № 3). Нормативный правовой акт зарегистрирован в  Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России)  25 сентября 2018 г., № 52240, опубликован 26 сентября 2018 г. на официальном 


интернет-портале правовой информации п(ф:/Лу\\г\у.ргауо.§оу.ги и 28 сентября  2018 г. в «Российской газете», № 217. 

Пунктом 42 Правил установлено, что при проведении регистрационных  действий на основании соответствующего волеизъявления владельцев  транспортных средств, содержащегося в заявлении на проведение  регистрационного действия, на регистрируемые или ранее зарегистрированные  за ними транспортные средства могут быть выданы государственные  регистрационные знаки, ранее принятые на хранение при производстве  регистрационных действий от данных владельцев транспортных средств (абзац  первый). Выдача государственных регистрационных знаков осуществляется  регистрационными подразделениями Госавтоинспекции по месту их хранения  (абзац второй). Хранение государственных регистрационных знаков  осуществляется на основании соответствующего волеизъявления владельца  транспортного средства, содержащегося в заявлении на проведение  регистрационного действия, за которым оно было зарегистрировано (абзац  третий). Хранению подлежат государственные регистрационные знаки,  соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Срок  хранения государственных регистрационных знаков не должен превышать  360 дней со дня проведения регистрационного действия, в результате которого  они были сохранены, либо со дня аннулирования регистрации транспортного  средства. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем  окончания срока считается следующий за ним рабочий день (абзац четвертый).  В течение 3 рабочих дней после окончания срока хранения государственные  регистрационные знаки подлежат сдаче в резерв государственных  регистрационных знаков (абзац пятый). 

Согласно абзацу шестому пункта 50 Правил на основании  волеизъявления владельца транспортного средства государственные  регистрационные знаки (за исключением похищенных или утилизированных)  исключаются из соответствующих розыскных учетов утраченной специальной  продукции Госавтоинспекции и принимаются на хранение в соответствии с  пунктом 42 Правил при условии, что с даты аннулирования регистрации  прошло не более 360 дней. 

Пунктом 1 Перечня признан утратившим силу приказ Министерства  внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 24 ноября  2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», которым были  утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к  ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения  Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1001). 

ФИО2 обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца  четвертого пункта 42 в части установления срока хранения государственных  регистрационных знаков, который не должен превышать 360 дней со дня  проведения регистрационного действия, абзаца шестого пункта 50 в той мере, в 


какой данная норма исключает возможность передачи на хранение  утилизированных государственных регистрационных знаков на основании  волеизъявления владельца транспортного средства и во взаимосвязи с пунктом  1 Перечня ухудшает его правовое положение по сравнению с ранее  действовавшей правовой нормой, предусмотренной абзацем вторым пункта 51  Правил № 1001, которая не исключала возможности хранения  утилизированных регистрационных знаков, а также не устанавливала срок, в  течение которого регистрационные знаки могут быть приняты на хранение. По  мнению административного истца, оспариваемые положения противоречат  статьям 887, 889 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  и нарушают его конституционные права и законные интересы. 

В обоснование заявленных требований административный истец указал,  что оспариваемые положения Правил применены к правоотношениям,  возникшим у него в связи с аннулированием в 2014 году регистрации  принадлежащего ему транспортного средства, подразделением  Государственной инспекции безопасности дорожного движения. 

ФИО2 и его представитель ФИО3, надлежащим образом  извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не  явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. 

В письменных возражениях на административное исковое заявление  МВД России и Минюст России указали, что оспариваемые нормативные  положения приняты уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти, не противоречат актам большей юридической силы, прав и законных  интересов административного истца не нарушают. 

В судебном заседании представители МВД России ФИО4 и  Минюста России ФИО5 поддержали изложенные в возражениях  правовые позиции, просили отказать в удовлетворении заявленного требования. 

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения  административного ответчика и заинтересованного лица, проверив  оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым  актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей  административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд  Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения  административного искового заявления. 

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации  права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

Отнесение транспортных средств в силу статьи 1079 ГК РФ к источникам  повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них  особого правового режима и специальных правил их допуска к эксплуатации. 


Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности  дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), определяя  правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на  территории Российской Федерации, предусматривает регистрацию  транспортных средств. Допуск транспортных средств, предназначенных для  участия в дорожном движении на территории Российской Федерации,  осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации  путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих  документов (пункт 3 статьи 15). 

Обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к  ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,  согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.   № 3-ФЗ «О полиции» возложена на полицию. 

Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о Государственной  инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел  Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция), утвержденного Указом  Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711,  Госавтоинспекция, являясь в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа  Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы  организации полиции» составной частью полиции, осуществляет функции по  регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним,  предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего  пользования, выдаче регистрационных документов и государственных  регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные  средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств в  порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

Указанным нормативным предписаниям корреспондирует положение  абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации  от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации  автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на  территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 938), согласно  которому регистрацию на территории Российской Федерации  автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную  скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по  автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения  Госавтоинспекции. 

МВД России во исполнение пункта 6 Постановления № 938 утвердило  Правила, которые устанавливают единый на всей территории Российской  Федерации порядок регистрации в Госавтоинспекции автомототранспортных  средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см  или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также  максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним,  предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего  пользования, а также транспортных средств, зарегистрированных в других 


государствах и временно ввезенных на территорию Российской Федерации на  срок более 6 месяцев. 

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа,  утвердившего Правила и Перечень, соответствует положениям Указа  Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке  опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и  их государственной регистрации, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. 

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят  полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением  формы и порядка введения в действие. 

Пунктом 2(1) Постановления № 938 установлено, что регистрация  транспортных средств, за исключением транспортных средств,  зарегистрированных на территории государств-членов Евразийского  экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию  Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев,  осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных  регистрационных знаков без резервирования за юридическими или  физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки  выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел  Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской  Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых  предусмотрена военная служба, в соответствии с их компетенцией. 

По смыслу положений пункта 42 Правил, владелец транспортного  средства вправе подать в Госавтоинспекцию заявление о сохранении  государственных регистрационных знаков с целью их дальнейшей выдачи на  вновь приобретенные или ранее зарегистрированные транспортные средства.  Хранению подлежат государственные регистрационные знаки,  соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Срок  хранения государственных регистрационных знаков не должен превышать  360 дней со дня проведения регистрационного действия, в результате которого  они были сохранены, либо со дня аннулирования регистрации транспортного  средства. Ранее действовавшими Правилами № 1001 предельный срок хранения  был установлен в 180 дней (пункт 42). 

По истечении установленного пунктом 42 Правил срока хранения  сданные в регистрационные подразделения Госавтоинспекции государственные  регистрационные знаки, в случае соответствия требованиям законодательства  (фактической пригодности), присваиваются на транспортные средства  повторно. 


Сам факт выдачи на транспортное средство определенных  государственных регистрационных знаков не порождает у владельца  транспортного средства права собственности на указанные знаки. 

Вопреки доводам административного истца правоотношения, связанные с  государственной регистрацией транспортных средств, регулируются  специальными нормативными правовыми актами - Федеральным  законом № 196-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами,  нормы ГК РФ о договоре хранения к данным правоотношениям не применимы. 

В дополнение к основаниям хранения регистрационного знака,  предусмотренным пунктом 42 Правил, абзацем шестым пункта 50 Правил,  установлена возможность на основании волеизъявления владельца  транспортного средства принятия на хранение государственных  регистрационных знаков (за исключением похищенных или утилизированных),  подлежащих сдаче в регистрационное подразделение Госавтоинспекции в связи  с аннулированием регистрации транспортного средства по основаниям,  перечисленным в пункте 3 Правил. 

Оспариваемые положения пункта 50 Правил направлены на исключение  из процесса дорожного движения транспортных средств, не отвечающих  установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а  также создание дополнительных гарантий исполнения их владельцами  обязательств, установленных законом, путем изъятия регистрационных  документов и государственных регистрационных знаков и их уничтожения, а в  случае их утраты или отказа собственника транспортного средства от их сдачи  в регистрационное подразделение ГИБДД, внесения их в информационные  учеты разыскиваемых с целью обнаружения и изъятия. 

Следует отметить, что Правилами № 1001 также не предусматривалось  сохранение утилизированных или находящихся в розыске государственных  регистрационных знаков транспортных средств (абзац второй пункта 51 Правил   № 1001). 

Содержание Правил № 1001 в указанной части было проверено  Верховным Судом Российской Федерации в рамках абстрактного  нормоконтроля и признано не противоречащим федеральному закону или  другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую  силу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2015 г.   № АКПИ15-827). 

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что  предписание абзаца шестого пункта 50 Правил содержит коррупциогенный  фактор, так как Правила не предусматривают основания для утилизации  регистрационных знаков, что, по его мнению, нарушает права и законные  интересы граждан. 

Пунктом 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых  запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к  Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и  обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного 


движения, утвержденным Постановлением Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, запрещается эксплуатация  транспортного средства, если государственный регистрационный знак  транспортного средства не отвечает ГОСТ Р 50577-93. Пункты 13 и 42 Правил  предусматривают сдачу (изъятие из обращения) государственных  регистрационных номеров, не соответствующих требованиям законодательства  Российской Федерации, в регистрационное подразделение Госавтоинспекции  без возможности их сохранения. Высвободившиеся регистрационные знаки, не  используемые повторно, утилизируются в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации (пункт 63 Административного  регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по  предоставлению государственной услуги по регистрации  автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом  МВД России от 7 августа 2013 г. № 605). 

Из приведенных положений следует, что утилизации подлежат  государственные регистрационные знаки, не отвечающие требованиям  ГОСТ Р 50577-93. 

Принимая во внимание, что положения Правил в оспариваемой части не  противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую  силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного  истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в  соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании в части пунктов 42 и 50 Правил  государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним  в Государственной инспекции безопасности дорожного движения  Министерства внутренних дел Российской Федерации и пункта 1 Перечня  нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений  нормативных правовых актов МВД России, которые признаются утратившими  силу, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской  Федерации от 26 июня 2018 г. № 399, отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации ФИО1