ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ19-673 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ19-673

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 10 октября 2019 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Комиссаровой Н.Н.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Бахчевановой Ольги Александровны  об оспаривании примечания 2 к пункту 5.5 свода правил  СП 98.13330.2012 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»,  утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской  Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/4, 

установил:

приказом Министерства регионального развития Российской Федерации  (далее - Минрегионразвития России) от 29 декабря 2011 г.   № 635/4 (далее - Приказ) утвержден свод правил СП 98.13330.2012  «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии» (далее - Свод правил,  СП). 

Согласно первому абзацу пункта 5.5 во взаимосвязи со вторым абзацем  раздела 5 «Трамвайные пути и их обустройство. Габариты» СП минимальное  расстояние от оси пути на прямых участках до жилых и общественных зданий  надлежит принимать 20,0 м. В примечании 2 (далее - Примечание) к данному  пункту указано, что для реконструируемых линий расстояние от оси пути до  жилых и общественных зданий допускается уменьшать по согласованию с  местными исполнительными органами власти. 


Бахчеванова О.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании недействующим  приведенного Примечания, ссылаясь на то, что оно не соответствует  Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Федеральному закону от 27 декабря 2002 г.   № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон   № 184-ФЗ), Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ  «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ), не отвечает принципу правовой  определенности и допускает возможность произвольного сокращения  обязательных требований, установленных пунктом 5.5 Свода правил, что  создает угрозу причинения вреда ее жизни и здоровью. 

В обоснование требования административный истец указала, что на  основании оспариваемого Примечания решением суда прокладка трамвайного  пути на расстоянии менее 20 м от ее дома признана законной. 

Бахчеванова О.А. и ее представитель Максимов СВ., извещенные о  времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в  письменных пояснениях просили рассмотреть дело в их отсутствие и  удовлетворить административное исковое заявление. 

Административный ответчик Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в  письменных возражениях на административный иск указало, что Приказ издан  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах  предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции,  оспариваемое положение не противоречит актам большей юридической силы и  не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. 

В судебном заседании представитель Минстроя России Попова О.В.  просила отказать в удовлетворении административного иска. 

В письменном отзыве на административное исковое заявление  заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указало, что в соответствии с действующим  законодательством Приказ не подлежал представлению на государственную  регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами  подготовки нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.   № 1009, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Минюста  России. 

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения  административного ответчика, проверив материалы дела, заслушав заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.,  полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, 


Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для  удовлетворения заявленного требования. 

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе  функционирования национальной системы стандартизации, установлены  Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ),  направленным на обеспечение проведения единой государственной политики в  сфере стандартизации и регулирующим отношения в сфере стандартизации,  включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении,  изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов  по стандартизации, указанных в статье 14 данного федерального закона, к  которым относятся в том числе своды правил (часть 1 статьи 1, статья 14). 

Пункт 12 статьи 2 названного закона определяет, что сводом правил  является документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом  исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии  «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в  целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. 

Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены  сводов правил устанавливается Правительством Российской Федерации  (статья 22 Федерального закона № 162). 

На дату издания оспариваемого в части СП действовали Правила  разработки и утверждения сводов правил, утвержденные постановлением  Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 (далее - Правила № 858), утратившие силу в связи с изданием постановления  Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624, утвердившего  Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов  правил (далее - Правила № 624), пунктом 2 которых предписывалось, что  разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными  органами исполнительной власти в пределах их полномочий. 

Действующие Правила № 624 предусматривают, что разработка,  утверждение, изменение и отмена сводов правил осуществляются  разработчиком в установленной сфере деятельности (пункт 3). 

Согласно пункту 5.3.15 Положения о Министерстве регионального  развития Российской Федерации, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (в редакции на  дату издания Приказа), разработка и утверждение сводов правил и других  нормативных технических документов добровольного применения в области  градостроительной деятельности, эксплуатации зданий и сооружений  относились к полномочиям Минрегионразвития России. 

Свод правил зарегистрирован Федеральным агентством по техническому  регулированию и метрологии (Росстандарт), опубликован в изданиях  Минрегион России, Москва, 2011, «Ценообразование и сметное нормирование  в строительстве», 2014, № 2. 


Таким образом, оспариваемый в части Свод правил утвержден  полномочным федеральным органом исполнительной власти и зарегистрирован  в Росстандарте с соблюдением установленного порядка. 

Исходя из содержания подпункта 5.2.9 пункта 5 Положения о  Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской  Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, в настоящее время принятие сводов  правил и других нормативно-технических документов добровольного  применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение  требований Федерального закона № 384-ФЗ, отнесено к компетенции Минстроя  России. 

В силу статьи 5 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность зданий и  сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов  проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки,  эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления  соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров  зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего  жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и  характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта  (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и  характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и  сноса, а также посредством соблюдения требований данного федерального  закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в  частях 1 и 7 статьи 6 этого федерального закона перечни, или требований  специальных технических условий. 

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких  стандартов и сводов правил), в результате применения которых на  обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального  закона № 384-ФЗ, утверждает Правительство Российской Федерации (часть 1  статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ). 

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части  1 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ, могут включаться национальные  стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил),  содержащие минимально необходимые требования для обеспечения  безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей  инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического  обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов 


проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки,  эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 2 статьи 6 Федерального закона   № 384-ФЗ). 

Частью 4 статьи 6 названного федерального закона установлено, что  национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1  статьи 6 этого федерального закона перечень, являются обязательными для  применения, за исключением случаев осуществления проектирования и  строительства в соответствии со специальными техническими условиями. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря  2014 г. № 1521 (далее - Постановление № 1521) утвержден перечень  национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов  правил), в результате применения которых на обязательной основе  обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический  регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Перечень). 

В Перечень включены отдельные положения оспариваемого в части свода  правил, в том числе и пункт 5.5, Примечание к которому оспаривается  (пункт 56 Перечня). 

Следует отметить, что в связи с изданием приказа Минстроя России от  20 ноября 2018 г. № 735/пр, утвердившего новый Свод правил  СП 98.13330.2018. «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»  (далее - СП 98.13330.2018), Приказ с 21 мая 2019 г. утратил силу, за  исключением пунктов, включенных в Перечень, до внесения соответствующих  изменений в данный перечень. 

Из анализа приведенных норм следует, что требования пункта 5.5 Свода  правил, в том числе Примечания, действуют и обязательны к применению. 

Оспариваемый в части Свод правил распространяется на проектирование  вновь строящихся и реконструируемых транспортных сооружений,  располагаемых в населенных пунктах: трамвайных линий (с шириной  рельсовой колеи на прямых участках 1524 мм) обычных, скоростных, грузовых  и служебных, а также располагаемых на территории депо и ремонтных  мастерских (заводов); троллейбусных линий; зданий и сооружений для  хранения, ремонта и обслуживания подвижного состава электрифицированного  транспорта (раздел 1). 

Примечание распространяет свое действие на реконструируемые линии, а  не вновь возводимые, допуская уменьшение расстояния от оси пути до жилых и  общественных зданий для путей, проложенных до утверждения и введения в  действие правил пункта 5.5 СП. 

Оспариваемое положение не содержит противоречий статьям 7, 14-16 ,  19 Федерального закона № 131-ФЗ, на которые ссылается административный  истец в обоснование своего требования. 

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма  осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,  установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, 


а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов  Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение  населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления  вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом  исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона   № 131-ФЗ). 

Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации закреплено, что  структура органов местного самоуправления определяется населением  самостоятельно. 

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ  структуру органов местного самоуправления составляют представительный  орган муниципального образования, глава муниципального образования,  местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального  образования, иные органы и выборные должностные лица местного  самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и  обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного  значения. 

Из Примечания следует, что согласование уменьшения расстояния  осуществляется исполнительным органом местного самоуправления, наличие  которого в структуре органов муниципального образования, вне зависимости от  его названия, обязательно в силу части 2 статьи 34 Федерального  закона № 131-ФЗ. 

Следовательно, вопреки доводам административного истца, указание в  Примечании местных исполнительных органов не создает правовой  неопределенности. 

Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает полномочия органов местного самоуправления в  области градостроительной деятельности, которые предопределяются  сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное  самоуправление есть самостоятельное и под свою ответственность решение  населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления  вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом  исторических и иных местных традиций. 

К полномочиям органов местного самоуправления поселений,  муниципальных районов, городских округов в области градостроительной  деятельности относятся помимо прочего подготовка и утверждение документов  территориального муниципального образования, утверждение документации по  планировке территории, принятие решений о развитии застроенных  территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод  объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции  объектов капитального строительства, расположенных на территориях  муниципального образования (части 1-3 статьи 8 ГрК РФ). 


Приведенные нормы градостроительного законодательства согласуются с  положениями Федерального закона № 131-ФЗ, согласно пункту 20 части 1  статьи 14 которого к вопросам местного значения относится помимо прочего  утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и  застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов  поселения документации по планировке территории, выдача  градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах  поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев,  предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на  ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства,  реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на  территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного  проектирования поселений. 

Предписание Примечания не уполномочивает органы местного  самоуправления принимать, отменять или изменять Свод правил, как ошибочно  полагает административный истец, а лишь допускает, будучи равным по  юридической силе с пунктом 5.5, уменьшить минимальное расстояние. 

Новым СП 98.13330.2018 предусмотрено, что минимальное  горизонтальное расстояние от оси трамвайного пути на прямых участках до  зданий, сооружений и устройств надлежит принимать 20 м до стен жилой части  зданий. При этом расстояние до стен жилой части зданий может быть  уменьшено при обеспечении выполнения требований пункта 4.8 этого свода  правил (обеспечение соблюдения норм по допустимым уровням шума в  соответствии с СП 51.13330, норм по допустимым уровням вибрации в  соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.566, защиты от коррозии в соответствии с ГОСТ  9.602) и разработке необходимых мероприятий, но не менее чем до 2,8 м  (пункт 5.5). 

Исходя из требований постановления Правительства Российской  Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, утвердившего Перечень, приведенное  положение СП 98.13330.2018 подлежит применению с обязательным  соблюдением предписаний Примечания. 

Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие большую  юридическую силу, иным образом регламентирующие расстояние от оси  трамвайного пути на прямых участках до зданий, сооружений и устройств,  отсутствуют. 

При изложенных обстоятельствах довод административного истца о том,  что оспариваемое положение СП допускает произвольное сокращение  обязательных требований, влекущее риск причинения вреда ее жизни и  здоровью, является несостоятельным. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного  правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении 


заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части  нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному  правовому акту, имеющему большую юридическую силу. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Бахчевановой  Ольги Александровны об оспаривании примечания 2 к пункту 5.5 свода правил  СП 98.13330.2012 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»,  утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской  Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/4, отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.М. Назарова