ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № АКПИ19-945
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 12 февраля 2020 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего
судьи Верховного Суда РоманенковаНС.
Российской Федерации
судей Верховного Суда Кириллова ВС.
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Гудковой Е.Ю.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рутас», товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» о признании частично недействующими пунктов 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей
оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В силу пункта 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в подпунктах «г» - «ж» пункта 17 Правил;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в подпунктах «г» - «ж» пункта 17 Правил;
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 10 Правил предусматривает, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая
от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рутас» (далее - ООО УК «Рутас»), товарищество собственников жилья «Сибиряк-3» (далее - ТСЖ «Сибиряк-3») обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 8, 9, 10 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 44 части 2 статьи 44, пункту 1 части 1 статьи 1572 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают их права на осуществление предпринимательской деятельности и ведение хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку возлагают на них обязанности исполнителя всех без исключения коммунальных услуг потребителям коммунальных ресурсов многоквартирного дома не в силу их свободного собственного хозяйственного выбора, а в силу только того, что они стали управляющей организацией многоквартирного дома.
Как указывают административные истцы, они являются управляющими организациями в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Омске, не имеют договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией и фактически не оказывают потребителям коммунальные услуги. ООО УК «Рутас», ТСЖ «Сибиряк-3» как управляющие организации не приобрели статуса исполнителей коммунальной услуги и не вправе получать от потребителей плату за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению, по холодному водоснабжению и водоотведению, а также за электроснабжение. Потребители жилых многоквартирных домов, находящихся в их управлении, сами напрямую по квитанциям ресурсоснабжающих организаций платят за оказанные коммунальные услуги по фактически сложившимся прямым договорным отношениям между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Однако, основываясь на оспариваемых нормах Правил, арбитражные суды взыскивают с административных истцов в пользу ресурсоснабжающих организаций стоимость коммунальных услуг, оказываемых потребителям.
По мнению административных истцов, Правительство Российской Федерации вышло за рамки полномочий по регулированию отношений в жилищной сфере, незаконно возложив на них несвойственную им функцию безусловного исполнителя всех без исключения коммунальных услуг бытовым потребителям. Однако ограничение прав и возложение обязанностей возможно только федеральным законом.
Административные истцы ООО УК «Рутас», ТСЖ «Сибиряк-3» извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 декабря 2019 г. № КЧ-П9-10914).
Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова НС, объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Поповой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов. Раздел II Правил определяет условия предоставления коммунальных услуг.
Положения пункта 8 Правил носят отсылочный характер, первое предложение данного пункта Правил определяет лицо, которое предоставляет коммунальные услуги потребителям на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений
в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, договора о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Второе предложение пункта 8 Правил определяет период, в течение которого исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять эти услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг.
Данные положения Правил соответствуют части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей содержание договора управления многоквартирным домом, по которому одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа его управления согласно пункту 9 Правил определяются в договоре управления многоквартирным домом, в договоре о предоставлении коммунальных услуг, в договоре с ресурсоснабжающей организацией, а условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома в соответствии с пунктом 10 Правил определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, заключаемых собственником жилого дома с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома с организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает такие договоры с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, что не противоречит нормам жилищного законодательства.
Управление многоквартирным домом в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях,
предусмотренных статьей 1572 Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Товариществом собственников жилья Жилищный кодекс Российской Федерации признает вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135).
Частью 2 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 1572 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2 статьи 161 указанного Кодекса).
Согласно части 12 статьи 161 поименованного Кодекса управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 44 части 2 статьи 44 и пункту 1 части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку в случае заключения договоров непосредственно с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом «в»
пункта 9 и подпунктом «а» пункта 10 Правил исполнителем коммунальных услуг будет являться ресурсоснабжающая организация.
Согласно части 1 статьи 1572 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений Правил нормам Конституции Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку проверка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочиями по осуществлению такой проверки Верховный Суд Российской Федерации не наделен.
Что касается доводов ООО УК «Рутас» и ТСЖ «Сибиряк-3» о нарушении их прав в связи с решениями арбитражных судов о взыскании с административных истцов задолженности по коммунальным услугам в пользу ресурсоснабжающих организаций, они вправе обжаловать принятые решения в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рутас», товарищества собственников жилья «Сибиряк-3» о признании частично недействующими пунктов 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда Н.С. Романенков Российской Федерации
Судьи Верховного Суда ВС. Кириллов Российской Федерации
А.М. Назарова