ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № АКПИ21-664
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 6 августа 2021 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации ФИО1
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению политической партии «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» об оспаривании пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 июля 2021 г. № 32/264-8 «О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА»,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Пунктом 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 июля 2021 г. № 32/264-8 «О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» (далее - Постановление) ФИО2. в числе других кандидатов исключен из федерального списка кандидатов в связи с несоблюдением
требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ).
Считая Постановление незаконным и необоснованным, политическая партия «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» (далее также - Партия, Избирательное объединение) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене пункта 1 Постановления в части исключения ФИО2 из федерального списка кандидатов, мотивируя свое требование тем, что к моменту представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее также - ЦИК России, Комиссия) документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией (на 7 июля 2021 г.), ФИО2 прекратил владение иностранными финансовыми инструментами, уведомив ЦИК России о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, тем самым выполнил указанные в Постановлении требования Федерального закона № 20-ФЗ; Постановление не содержит сведений о проведении необходимой проверки в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 48 Федерального закона № 20-ФЗ, а также о том, какие именно иностранные финансовые инструменты принадлежат кандидату ФИО2
По мнению административного истца, ЦИК России, исключив Постановлением кандидата из федерального списка, поставила Избирательное объединение в заведомо неравное положение с иными избирательными объединениями, нарушив принцип равенства кандидатов, предусмотренный частью 1 статьи 52 Федерального закона № 20-ФЗ.
Представители Партии ФИО3, ФИО4. и адвокат Саакадзе В.Г. в судебном заседании, поддержав доводы административного искового заявления, просили его удовлетворить.
В письменных возражениях на административный иск ЦИК России указала, что Постановление принято на заседании Комиссии правомочным составом в соответствии с положениями Федерального закона № 20-ФЗ после обстоятельного и всестороннего исследования всех материалов с учетом изложенных кандидатом ФИО2 и уполномоченным представителем Избирательного объединения доводов при наличии правовых оснований - в связи с несоблюдением кандидатом установленного законом требования.
Представитель ЦИК России ФИО5 в судебном заседании поддержал изложенную в возражениях правовую позицию и просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заинтересованное лицо ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего требование подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального закона № 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в данном федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Несоблюдение требований, предусмотренных указанной нормой закона, в силу пункта 11 части 4 статьи 50 Федерального закона № 20-ФЗ является основанием для исключения кандидата из федерального списка кандидатов.
Из материалов дела следует, что 4 июля 2021 г. в порядке, установленном статями 39, 42 Федерального закона № 20-ФЗ, Партия представила в ЦИК России документы для уведомления о выдвижении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, в общефедеральной части которого под номером 5 указан ФИО2.
Постановлением ЦИК России от 9 июля 2021 г. № 16/131-8 этот федеральный список кандидатов был заверен.
Пунктом 2 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ предписано для заверения федерального списка кандидатов представлять в избирательную комиссию одновременно с документами, указанными в частях 1 и 4 данной статьи, сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем такому кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к названному федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 г. документ на бумажном
носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде.
Согласно примечанию 3 к приложению 1 сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Названный документ на 8 листах, подписанный ФИО2 собственноручно 26 июня 2021 г., по установленной форме был представлен в ЦИК России 4 июля 2021 г.
В сведениях о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности ФИО2 (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, в графе «Вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, ИНН, адрес, количество ценных бумаг, общая стоимость (руб.)» содержалась информация о владении кандидатом иностранными финансовыми инструментами (облигациями).
Порядок представления избирательных документов в ЦИК России для регистрации федерального списка кандидатов регламентирован статьей 46 Федерального закона № 20-ФЗ, в соответствии с которой уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК России: 1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда политической партии; 2) сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1-3 и 5 статьи 42 данного федерального закона (если такие изменения имеются); 3) в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, - письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (часть 1).
Документы для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, в ЦИК России были представлены 16 июля 2021 г.
Исходя из приведенных законоположений кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, выдвинутый Избирательным объединением, должны были по состоянию на 16 июля 2021 г. прекратить пользоваться иностранными финансовыми инструментами, о чем представить упомянутое в пункте 3 части 1 статьи 46 Федерального закона № 20-ФЗ письменное уведомление.
Такое уведомление, подписанное кандидатом ФИО2 и датированное 7 июля 2021 г., было представлено в ЦИК России 16 июля 2021 г. уполномоченным представителем Избирательного объединения в составе документов об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка. Одновременно с уведомлением была представлена копия справки ООО
«Управляющая компания «Альфа-Капитал» о том, что по состоянию на 1 июля 2021 г. между указанным обществом и Булыкиным Д.О. действующие договоры, в составе которых активы доверительного управления обязательства имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, счета (вклады), наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также любые иностранные инструменты отсутствуют.
В рамках реализации прав, предоставленных избирательному объединению частью 7 статьи 48 Федерального закона № 20-ФЗ, согласно которой не позднее чем за один день до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении соответственно федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам или о регистрации федерального списка кандидатов, политическая партия вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в ЦИК России в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 данного закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями этого федерального закона, в том числе к их оформлению, уполномоченным представителем Партии 25 июля 2021 г. представлены сведения об уточнениях и дополнениях (изменениях) в сведениях 0 каждом кандидате из федерального списка.
В пункте 3 указанных сведений в отношении кандидата ФИО2 было устранено несоответствие ранее заявленных сведений по состоянию на 1 июня 2021 г. фактическим данным по разделам «Земельные участки», «Доходы за 2020 год», «Денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах (во вкладах) в банках». Сведения по разделу «Иные ценные бумаги. Вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, ИНН, адрес, количество ценных бумаг, общая стоимость (руб.)» в отношении ФИО2 не уточнялись, были оставлены в первоначальной редакции, поскольку первично были указаны достоверно.
Одновременно были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на 1 июня 2021 г. в новой редакции по установленной форме в виде одного документа на 8 листах, подписанного ФИО2 собственноручно 24 июля 2021 г.
Таким образом, представленные в ЦИК России уполномоченным представителем Партии для регистрации федерального списка кандидатов документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 июня 2021 г. Булыкин Д.О. владел иностранными финансовыми инструментами, о чем им дважды было сообщено путем представления документа по установленной законом форме - сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на 1 июня 2021 г., где указанные финансовые инструменты перечислены в разделе «Иные ценные бумаги. Вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, ИНН, адрес, количество ценных бумаг, общая стоимость (руб.)».
По состоянию на 7 июля 2021 г. кандидат ФИО2 прекратил владение иностранными финансовыми инструментами, о чем им было сообщено в полном соответствии с правилами пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона № 20-ФЗ путем представления письменного уведомления.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными и исследованными в судебном заседании письмом ООО «Управляющая компания «Альфа-Капитал», распоряжением ООО «Управляющая компания «Альфа- Капитал» о возврате имущества по договору доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги от 27 мая 2020 г. № 144234/ДУ-ФЛ-2020, отчетами о деятельности доверительного управляющего за периоды 22 марта-24 июня 2021 г, 24 июня- 27 июля 2021 г., из которых следует, что по состоянию на 24 июня 2021 г. у ФИО2 отсутствовали иностранные финансовые инструменты и на дату представления в ЦИК России документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов (16 июля 2021 г.).
Достоверность указанных финансовых документов сторонами не оспаривается и у суда сомнений не вызывает.
Оценивая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, Верховный Суд Российской Федерации считает, что вывод Комиссии о несоблюдении кандидатом ФИО2 требований части 13 статьи 4 Федерального закона № 20-ФЗ является ошибочным, а пункт 1 Постановления в части исключения его из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого Партией, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление политической партии «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» удовлетворить.
Пункт 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 июля 2021 г. № 32/264-8 «О регистрации
федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» в части исключения из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА», кандидата Булыкина Дмитрия Олеговича ( № 5, общефедеральная часть) отменить.
Обязать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации зарегистрировать ФИО2 в составе федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА».
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации ФИО1