ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ23-604 от 26.09.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ23-604

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 26 сентября 2023 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова B.C.,

Кузьмичева СИ.

при секретаре Сибиле Г.В,
с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью управляющая компания «Электроцентр» о признании  частично недействующими пунктов 119, 123, 195, 198 Правил холодного  водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, 

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г.   № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее  также - Правила). Нормативный правовой акт размещён 6 августа 2013 г. на  «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru) и  опубликован 12 августа 2013 г. в Собрании законодательства Российской  Федерации, № 32, ст. 4306. 

В силу пункта 119 Правил расчёт платы за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения производится организацией,  осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным 

пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой 


абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях,  предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 1232,  123 , 130-1303 Правил, на основании результатов, полученных в ходе  осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого  организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной  пунктом 1234 Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. 

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых  организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со  дня выставления счёта. 

Данный пункт действует в редакции постановления Правительства  Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728, размещённого на  «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru)  26 мая 2020 г. и опубликованного в Собрании законодательства Российской  Федерации 1 июня 2020 г., № 22, ст. 3496. 

В пункте 123 Правил приведена формула и её составляющие расчёта  платы за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения в случае сброса абонентом сточных вод с превышением  максимальных допустимых значений показателей и концентраций. 

Согласно пункту 195 Правил расчёт платы за сброс загрязняющих  веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение,  ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях  непредставления декларации и случаях, предусмотренных пунктами 13 0-13 О3 и  198 Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления  контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией,  осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на  основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей  водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счёта. 

В пункте 198 Правил содержится формула, определяющая массу сбросов  загрязняющих веществ (платёжную базу) по каждому загрязняющему  веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод,  составляющие которой приведены в данном пункте. 

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания  «Электроцентр» (далее также - ООО УК «Электроцентр», Общество)  обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным  исковым заявлением о признании не действующими пунктов 119, 123, 195, 198  Правил в той части, в которой они связывают окончание периода для  производства начислений размера платы за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в  составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод  только с отборами проб, проводимыми организацией, осуществляющей  водоотведение, и исключают возможность окончания периода для производства  начислений размера платы за негативное воздействие на работу 

централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в 


составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на  основании отборов проб, проводимых абонентами организации,  осуществляющей водоотведение. По мнению административного истца,  оспариваемые пункты Правил противоречат принципу равенства участников  гражданских правоотношений, закреплённому в пункте 1 статьи 1  Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 4 части 2 статьи 3  Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и  водоотведении», в нарушение статьи 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», содержащей запрет на  злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим  положением, позволяют организации водопрово дно-канализационного  хозяйства манипулировать ценой на услугу водоотведения, лишают Общество  как абонента возможности защищать свои права и самостоятельно производить  отборы и лабораторные исследования проб сточных вод. 

Общество считает, что предусмотренное оспариваемыми нормами  правовое регулирование наделяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства исключительным правом определять окончание  периода, в течение которого ею производится начисление повышенного  размера платы за услугу водоотведения, ставя абонентов как сторону договора  в неравное положение. 

В обоснование заявленных требований ООО УК «Электроцентр»  указывает, что, осуществляя управление нежилыми помещениями, Общество  заключило с муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП «Водоканал») договор холодного  водоснабжения и водоотведения. 24 февраля 2021 г. МУП «Водоканал»  осуществило плановый забор пробы сточных вод на объекте ООО УК  «Электроцентр», по результатам лабораторных исследований которой выявлено  превышение концентрации жиров в сточных водах Общества. Результаты  анализа контрольных проб, отобранных административным истцом  самостоятельно 15 и 19 марта 2021 г., которые получены независимой  лабораторией, МУП «Водоканал» не приняты. Вступившим в законную силу  решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2022 г. с  Общества взыскана задолженность по оплате услуг по приёму сточных вод,  оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения, и сточных вод с превышением допустимых концентраций  загрязняющих веществ за период с 1 февраля  по 31 октября 2021 г. При рассмотрении дела суд не принял во внимание  протоколы лабораторных исследований, представленных Обществом. 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства  Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что оспариваемый  административным истцом нормативный правовой акт издан в пределах 

полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения 


соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав  административного истца. 

В судебном заседании представители административного истца общества  с ограниченной ответственностью управляющая компания «Электроцентр»  Возчиков MB. и Сизинцев В.А. поддержали заявленные требования. 

Представитель Правительства Российской Федерации Кордюкова Е.А.  возражала против удовлетворения административного иска. 

Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова B.C., объяснения  представителей административного истца общества с ограниченной  ответственностью управляющая компания «Электроцентр» Возчикова М.В. и  Сизинцева В. А., возражения представителя Правительства Российской  Федерации Кордюковой Е.А., проверив оспариваемые нормативные положения  на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в  удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской  Федерации не находит оснований для удовлетворения административного  искового заявления. 

Полномочия Правительства Российской Федерации определены  Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ  «О Правительстве Российской Федерации», согласно статье 5 которого  Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение  Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,  федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента  Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, а также  обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской  Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений  Правительства Российской Федерации (часть 2). 

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на  момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в  статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.   № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». 

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям  Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения  относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения  (пункт 1 части 1 статьи 4, часть 11 статьи 7).  

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным  законодателем в сфере регулирования отношений по водоснабжению и  водоотведению, Правительство Российской Федерации постановлением  от 29 июля 2013 г. № 644 утвердило Правила. 

Процедура издания, введения в действие и опубликования оспариваемого  нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента  Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и 

вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства 


Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти». 

Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской  Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением  формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее  установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда  Российской Федерации от 4 апреля 2018 г. № АКПИ18-73, от 22 июня 2020 г.   № АКПИ20-15, от 23 июля 2021 г. № АКПИ21-472 и др. 

Вопреки утверждению административного истца пункты 119, 123, 195 и  198 Правил в оспариваемой части соответствуют действующему  законодательству, в том числе законодательству в сфере водоснабжения и  водоотведения и не нарушают прав административного истца.  

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О водоснабжении и  водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая  водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод абонента в  централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку  и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава  сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить  организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить  плату за нарушение указанных нормативов и требований. 

В соответствии с частью 10 статьи 7 поименованного федерального  закона в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в  централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества,  иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой  системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей  водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных  веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы  водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами  холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством  Российской Федерации. 

организаций, осуществляющих водоотведение, с учётом эффективности 


удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций,  осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления  загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций,  осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами  холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством  Российской Федерации (часть 2). 

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в  централизованную систему водоотведения (канализации), содержат  загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные  нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации,  осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в  составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в  порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения,  утверждёнными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 302  Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). 

Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций,  осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей,  организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие  регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или)  водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения  по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из  централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и  по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (пункт 1). 

Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый  договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными  договорами (пункт 18 Правил). 

К договорам водоотведения применяются положения о договоре  возмездного оказания услуг, предусмотренные Гражданским кодексом  Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом  «О водоснабжении и водоотведении», Правилами и принятыми в соответствии  с указанным федеральным законом нормативными правовыми актами и не  противоречит существу договора водоотведения (пункт 24 Правил). 

Пунктом 113 Правил закреплено, что сточные воды, отводимые в  централизованные системы водоотведения, должны соответствовать  следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в  централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и  сточных вод, запрещённых к сбросу в централизованные системы  водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с  превышением значений показателей, при превышении которых концентрация  загрязняющего вещества в сточных водах является запрещённой, согласно  приложению № 41; б) значения показателей общих свойств сточных вод и 

концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать 


максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню  согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных  пунктом 114 Правил. 

Разделом VII Правил установлен порядок определения размера и порядок  компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства  при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения (плата за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения). 

В соответствии с пунктом 119 Правил расчёт платы за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится  путём подачи абонентом ежемесячно декларации, а в случаях непредставления  декларации, сброса сточных вод с нарушением установленных требований,  сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений  показателей и концентраций - на основании результатов, полученных в ходе  осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого  организацией, осуществляющей водоотведение. 

В случае если по результатам, полученным в ходе осуществления  контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией,  осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с  нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 Правил,  размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения определяется по формуле, установленной в пункте 120 Правил. 

Согласно пункту 120 Правил плата за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения рассчитывается с учётом объёма  сточных вод, отведённых (сброшенных) с объекта абонента через  канализационный выпуск, определённый по показаниям прибора учёта сточных  вод (для поверхностных сточных вод - расчётным способом) либо в  соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях,  предусмотренных Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных  вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации  от 4 апреля 2013 г. № 776 (далее - Правила № 776), а в иных случаях - общий  объём сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано  нарушение запрета, установленного подпунктом «а» пункта 113 Правил, до  следующего визуального контроля или отбора проб сточных вод организацией,  осуществляющей водоотведение (если следующий визуальный контроль или  отбор проб сточных вод были осуществлены в этом же календарном месяце),  или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей  водоотведение, был произведён следующий визуальный контроль или отбор  проб, но не более чем за 3 календарных месяца (куб. метров). 

В соответствии с пунктом 123 Правил плата за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения в части превышения  максимальных допустимых значений показателей и концентраций  рассчитывается с учётом объёма сточных вод, отведённых (сброшенных) с 

объекта абонента через канализационный выпуск, определённый по показаниям 


прибора учёта сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчётным  способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в  случаях, предусмотренных Правилами № 776, а в иных случаях - общий объём  сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию  абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных  вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных  подпунктом «б» пункта 113 Правил, до следующего отбора проб организацией,  осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлён  в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором  организацией, осуществляющей водоотведение, произведён следующий отбор  проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчётах платы на  основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и  свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей  водоотведение) (куб. метров). 

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в  централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества,  концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных  вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение,  плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх  установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194 Правил). 

Исходя из пункта 195 Правил расчёт платы за сброс загрязняющих  веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение,  ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или на  основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и  свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей  водоотведение. 

Пунктом 198 Правил предусмотрена формула, определяющая массу  сбросов загрязняющих веществ (платёжная база) по каждому загрязняющему  веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод, для таких  составляющих, как фактическая концентрация i-ro загрязняющего вещества или  фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленных абонентом  в декларации и объём сточных вод, отведённых (сброшенных) с объекта  абонента через канализационный выпуск, в котором в ходе осуществления  контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс загрязняющих  веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей  водоотведение (если он был произведён в этом же календарном месяце) или до  начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей  водоотведение, произведён следующий отбор проб, но не более чем за 3  календарных месяца (при расчётах платы на основании результатов,  полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, 

проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). 


Из анализа вышеприведённых законоположений в их системном единстве  следует, что при определении размера и порядка платы за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения,  оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения, а также при расчёте платы за сброс загрязняющих веществ в  составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод  используются декларация, представляемая абонентом, или результаты анализа  проб, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение. Период  применения полученных результатов или задекларированных показателей,  который используется для начисления платы за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс  загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов  состава сточных вод, ограничен по времени месяцем, в котором произведён  следующий отбор, но не более чем 3 календарных месяца. 

В силу части 1 статьи 303 Федерального закона «О водоснабжении и  водоотведении» контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых  абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации),  осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо  уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации. 

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в пункте 22  статьи 2 определяет состав и свойства сточных вод как совокупность  показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и  другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих  веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах. 

Согласно Правилам осуществления контроля состава и свойств сточных  вод, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2020 г. № 728 (далее - Правила № 728), при осуществлении контроля  состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение,  проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах  (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели  свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему  водоотведения (канализации), на соответствие фактическим показателям  состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и  свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему  водоотведения (канализации), и (или) нормативам состава сточных вод,  требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в  централизованные системы водоотведения, установленным Правилами, в целях  предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы  водоотведения (пункт 2). 

Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя в том числе  отбор проб сточных вод и их последующий анализ. При отборе проб сточных 

вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести 


параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной  лаборатории за счёт собственных средств (пункты 3, 33 Правил № 728). 

Действующее правовое регулирование способа расчёта платы за  негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,  когда основанием для расчёта платы за негативное воздействие являются  декларация либо результаты, полученные в ходе осуществления контроля  состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей  водоотведение, соответствует требованиям законодательства в сфере  водоснабжения и водоотведения, направлено на достижение и соблюдение  баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное  водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, не нарушает принцип  равенства участников гражданского оборота и не может рассматриваться как  нарушающий права административного истца. 

Установленное оспариваемыми положениями Правил правовое  регулирование направлено на стимулирование абонентов к соблюдению  требований к составу и свойствам сточных вод, принятию мер к устранению  допущенных нарушений в целях обеспечения работоспособности объектов  централизованной системы водоотведения. 

Сооружения по очистке сточных вод, эксплуатируемые организациями  водопроводно-канализационного хозяйства, предназначены для приёма  бытовых и сточных вод и не предназначены для приёма загрязнённых  промышленными отходами сточных вод. Главенствующую роль в этом играет  барьерная функция очистных сооружений канализации, препятствующая  попаданию в водные объекты веществ, способных нанести им невосполнимый  вред. 

При осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в  системы канализации, а следовательно, и в окружающую среду ущерб  последним наносится при сбросе как в пределах, так и сверх установленных  нормативов. Обязанностью же организации водопроводно-канализационного  хозяйства при приёме сточных вод является принятие мер к снижению размера  вредного воздействия. В случае если объём вредных стоков превышает  установленные нормативы, организация водопроводно-канализационного  хозяйства во избежание вредного воздействия на окружающую среду  вынуждена затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких  стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков.  Поскольку сама организация водопроводно-канализационного хозяйства платит  повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов  сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты из своей  прибыли, то с экономической точки зрения установление повышенной платы за  превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в  системы городской канализации является обоснованным. 

При этом согласно пункту 1235 Правил средства, полученные  организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное 

воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 


используются целевым образом в качестве источника финансирования  производственной и (или) инвестиционной программ организации,  осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных  с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных  систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и  кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию  производственной и (или) инвестиционной программ. 

Таким образом, оспариваемые положения соответствуют принципу  достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций,  осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)  водоотведение, и их абонентов, закрепленному в пункте 4 части 2 статьи 3  Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». 

Ссылка административного истца на нарушение оспариваемыми  положениями статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,  несостоятельна, поскольку названный федеральный закон имеет иной предмет  правового регулирования, не устанавливает права и обязанности сторон  договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения  платы за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения и не может ему противоречить. 

Нормативного правового акта большей юридической силы, который  бы определял иные условия для объектов абонентов при расчёте платы  за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения, не имеется. 

Оспариваемые пункты Правил изложены понятным и доступным  образом, отвечают критерию правовой определённости, ясности и  недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного  толкования при их применении. 

По существу, требования административного истца сводятся к  несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию  позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в  действующее регулирование в части необходимости регламентации иного  порядка контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов и  внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения, что не может служить правовым основанием для  удовлетворения иска. 

Поскольку пункты 119, 123, 195, 198 Правил в оспариваемой части не  противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую  силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного  истца в упоминаемом им аспекте, в удовлетворении заявленного требования  надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской 

Федерации 


решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с  ограниченной ответственностью управляющая компания «Электроцентр» о  признании частично недействующими пунктов 119, 123, 195, 198 Правил  холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня  принятия решения суда в окончательной форме. 

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации ОН. Нефедов
Судьи Верховного Суда B.C. Кириллов
Российской Федерации

СИ. Кузьмичев