ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ24-1 от 08.01.2024 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ24-1

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 8 января 2024 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Тищенко Александры Евгеньевны об  отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации от 29 декабря 2023 г. № 146/1152-8 «Об отказе в регистрации  группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на  должность Президента Российской Федерации Александры Евгеньевны  Тищенко, и её уполномоченных представителей», 

установил:

постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации от 7 декабря 2023 г. № 678-СФ «О назначении выборов Президента  Российской Федерации» на 17 марта 2024 г. назначены выборы Президента  Российской Федерации. 

Постановлением ЦИК России от 29 декабря 2023 г. № 146/1152-8  «Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки 

самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации 


Александры Евгеньевны Тищенко, и её уполномоченных представителей»  (далее также - Постановление) в регистрации группы избирателей, созданной  для поддержки самовыдвижения Тищенко Александры Евгеньевны на  должность Президента Российской Федерации, и её уполномоченных  представителей отказано. 

Тищенко А.Е. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением, в котором просит отменить  Постановление и обязать ЦИК России зарегистрировать группу избирателей,  созданную для поддержки её самовыдвижения на должность Президента  Российской Федерации, и её уполномоченных представителей, а также  обратить решение к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что она не  была ознакомлена с отчётом представителей ЦИК России, присутствовавших  на собрании группы избирателей, явившимся, по её мнению, основанием для  принятия решения. Указывает, что на заседание рабочей группы ЦИК России,  на котором рассматривались представленные ею документы, приглашена не  была, что лишило её возможности дать необходимые пояснения. Также  утверждает, что нотариальное действие по удостоверению протокола  регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку  самовыдвижения кандидата было совершено в день проведения собрания  24 декабря 2023 г., а не в указанную в удостоверительной надписи нотариуса  дату - 27 декабря 2023 г., что является технической ошибкой. Протокол  собрания группы избирателей соответствует приложению № 5 к постановлению  ЦИК России от 22 ноября 2023 г. № 138/1056-8 «О Перечне и формах  документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями  политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской  Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации».  Указанная форма не предусматривает отражения в протоколе вопросов  избрания председательствующего, секретаря, членов счётной комиссии и иных  рабочих органов собрания, при этом все необходимые решения были приняты  17 декабря 2023 г. на организационном собрании по созданию группы  избирателей, протокол которого мог быть представлен в ЦИК России при  обращении представителей Комиссии к организаторам собрания, чего, однако,  не последовало. 

В письменных возражениях ЦИК России указала, что Постановление  принято федеральным государственным органом при реализации  установленных законом полномочий и в соответствии с требованиями статьи 34  Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента  Российской Федерации». 

В судебном заседании административный истец Тищенко А.Е. и её  представитель Балага П.С. поддержали заявленные требования, просили  удовлетворить административный иск в полном объёме. 

Представитель ЦИК России Сахаров С.Ф. не признал административный  иск, просил в его удовлетворении отказать. 

Выслушав объяснения административного истца Тищенко А.Е. и её 

представителя Балаги П.С, возражения представителя Центральной 


избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф., исследовав  представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым  в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд  Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения  административного искового заявления. 

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации  составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон  от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», иные  федеральные законы. 

В силу части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок  выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным  законом. 

Согласно статье 34 Федерального закона «О выборах Президента  Российской Федерации», регулирующей порядок самовыдвижения кандидата,  каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным  избирательным правом, после официального опубликования (публикации)  решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе  выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации  (пункт 1); для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать  группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации,  обладающих активным избирательным правом (пункт 2); кандидат,  выдвинувший свою кандидатуру, в установленный законом срок обращается в  ЦИК России с ходатайством в письменной форме о регистрации группы  избирателей (пункт 3); в ходатайстве о регистрации группы избирателей  указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы  или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места  работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство,  серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт  гражданина, каждого члена группы избирателей (подпункт 2 пункта 4);  к ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены  нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы  избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата  и протокол собрания данной группы избирателей (пункт 5); ЦИК России в  течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в  соответствии с данной статьёй, принимает решение о регистрации группы  избирателей и её уполномоченных представителей и выдаёт уполномоченным  представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение  об отказе в их регистрации (пункт 14); основаниями для отказа в регистрации  группы избирателей и её уполномоченных представителей могут служить  отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5, 6, 7, 7 и 11 названной  статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, 

невыполнение требований пунктов 2,3,9-11, 13 этой статьи (пункт 16). 


Из содержания приведённых норм следует, что создание группы  избирателей осуществляется в целях определения конкретного круга лиц,  обладающих активным избирательным правом, для поддержки  самовыдвижения кандидата и должно быть подтверждено нотариально  удостоверенным протоколом регистрации членов группы избирателей при  проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата в силу пункта 5  статьи 34 названного закона. 

Регистрация членов группы избирателей, присутствующих на собрании,  посредством проставления ими подписей в протоколе регистрации,  удостоверяемых нотариально, является самостоятельным этапом,  подтверждающим создание такой группы, предшествующим проведению  собрания группы избирателей и необходимым для подтверждения  легитимности его проведения, в том числе для определения действительности  волеизъявления лиц, участвующих в поддержке самовыдвижения, и их  количества. 

Таким образом, протокол регистрации членов группы избирателей при  проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата должен быть  нотариально удостоверен до начала проведения такого собрания для  подтверждения факта создания этой группы. 

Из материалов дела следует, что 27 декабря 2023 г. Тищенко А.Е.,  выдвинувшая свою кандидатуру на должность Президента Российской  Федерации, представила в ЦИК России ходатайство о регистрации группы  избирателей с приложенными к нему документами. 

Реализуя предусмотренную пунктом 14 статьи 34 Федерального закона  «О выборах Президента Российской Федерации» обязанность, ЦИК России  29 декабря 2023 г. приняла Постановление, которым отказала в регистрации  группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на  должность Президента Российской Федерации Тищенко А.Е., и её  уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований,  предусмотренных законом. 

Основанием для принятия такого решения явилось невыполнение  требований пункта 2 статьи 34 Федерального закона «О выборах Президента  Российской Федерации», предусматривающих необходимость создания группы  избирателей для поддержки самовыдвижения кандидата на должность  Президента Российской Федерации, в том числе в количестве не менее 500  граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным  правом. 

Поскольку процедура нотариального удостоверения регистрации членов  группы избирателей продолжалась в течение всего времени проведения  собрания, нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы  избирателей отсутствовал как на момент начала собрания, так и на момент его  завершения, ЦИК России пришла к выводу, что с достоверностью определить  количественный состав количество избирателей, присутствовавших на  мероприятии по выдвижению кандидата Тищенко А.Е., не представляется 

возможным. 


Собранные по административному делу доказательства подтверждают  вывод об обоснованности сделанных Комиссией суждений. 

В судебном заседании Тищенко А.Е. не отрицала того факта, что  собрание проводилось одновременно с регистрацией членов группы  избирателей, удостоверительная надпись нотариуса не была произведена по  окончании собрания, поскольку нотариусу необходимо было проверить  паспортные данные по базам Министерства внутренних дел Российской  Федерации, а также убедиться в непричастности этих лиц к терроризму и  экстремизму. 

Как установлено в судебном заседании, Тищенко А.Е. представлен в ЦИК  России протокол регистрации членов группы избирателей при проведении  собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента  Российской Федерации Тищенко А.Е. (на 811 листах) в одном экземпляре,  который прошнурован и скреплён печатью нотариуса и содержит  удостоверительную надпись нотариуса от 27 декабря 2023 г. 

Довод административного истца о наличии технической ошибки в  указании даты удостоверительной надписи нотариуса Васильевой Ю.В. в  приведённом протоколе лишён оснований. 

В соответствии с частью 5 статьи 45' Основ законодательства Российской  Федерации о нотариате техническая ошибка, не изменяющая правового  содержания нотариально оформленного документа и не влияющая на права  третьих лиц, исправляется нотариусом по требованию заявителя или его  представителя либо на основании решения суда. Исправление технической  ошибки в нотариально оформленном документе, подписанном заявителем или  его представителем, оговаривается и подтверждается подписью заявителя или  его представителя, а также в конце удостоверительной надписи оговаривается и  подтверждается подписью нотариуса с приложением оттиска печати с  воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.  Исправление технической ошибки в нотариально оформленном документе,  подписанном только нотариусом, оговаривается и подтверждается подписью  нотариуса с приложением оттиска печати с воспроизведением  Государственного герба Российской Федерации. Исправление технической  ошибки выполняется таким образом, чтобы можно было прочесть всё  ошибочно написанное в первоначальном тексте. Сведения об исправлении  технической ошибки в нотариально оформленном документе вносятся в реестр  нотариальных действий единой информационной системы нотариата. 

Из содержания удостоверительной надписи нотариуса Васильевой Ю.В. в  протоколе регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в  поддержку самовыдвижения кандидата видно, что нотариальное действие  совершено 27 декабря 2023 г., никаких исправлений и оговорок относительно  дат протокол не содержит, что опровергает соответствующие утверждения  административного истца со ссылкой на сведения, полученные из реестра  нотариальных действий. 

При этом Тищенко А.Е. к ходатайству о регистрации группы избирателей 

приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы 


избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата  от 24 декабря 2023 г. на 811 листах (по одной подписи избирателя на 805  листах) и протокол собрания группы избирателей, созданной для поддержки  самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации,  от 24 декабря 2023 г., в которых указано число зарегистрированных членов  группы избирателей - 805, из них голосовавших - 709. В самом ходатайстве о  регистрации группы избирателей представлены сведения о 801 избирателе.  Между тем в ходе исследования ходатайства судом установлено, что  фактически в нём указаны сведения в отношении 799 избирателей, поскольку  данные об избирателях Догадова А.В., <...> г.р., и Куликовой И.В., <...> г.р., указаны дважды (номера 178 и 179, 356 и  357 соответственно). 

Кроме того, при просмотре в судебном заседании представленных ЦИК  России видеозаписей собрания избирателей нашли своё подтверждение факты  того, что процедура нотариального удостоверения регистрации членов группы  избирателей продолжалась в течение всего времени проведения собрания;  нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы  избирателей отсутствовал как на момент начала собрания, так и на момент его  завершения; нотариус на момент завершения собрания в присутствии  представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  подтвердила тот факт, что на момент открытия мероприятия невозможно  определить количество зарегистрированных членов группы избирателей. 

Видеозаписи также подтверждают, что решения об утверждении повестки  дня собрания, о регламенте проведения собрания, о рабочих органах собрания  (в том числе о председательствующем, секретаре и членах счётной комиссии), о  порядке проведения подсчёта голосов участников собрания и о порядке  принятия решений на собрании группы избирателей не принимались. 

Представленные административным ответчиком видеозаписи выполнены  представителями ЦИК России, присутствовавшими на собрании в силу  пункта 2 статьи 34 Федерального закона «О выборах Президента Российской  Федерации», что не оспаривается административным истцом, и отражают  реальный ход событий, имевших место на мероприятии, в связи с чем доводы  представителя административного истца о недопустимости использования  видеозаписи в качестве доказательства по делу суд находит неосновательными. 

Как верно указано в Постановлении, вопросы утверждения повестки дня  собрания, регламента проведения собрания, избрания рабочих органов  собрания (в том числе о председательствующем, секретаре и членах счётной  комиссии), порядка подсчёта голосов участников собрания и порядка принятия  решений на собрании группы избирателей в ходе собрания группы избирателей  не обсуждались и не рассматривались. Однако в протоколе собрания сведения о  председательствующем собрания, секретаре собрания и членах счётной  комиссии имеются, при том что данных, когда и кем они были избраны,  документ не содержит. 

Собранных по делу доказательств в их совокупности достаточно для 

вывода о том, что допущенные при проведении собрания избирателей и 


составлении протокола нарушения не позволяют с достоверностью определить,  что решения по итогам данного собрания в действительности принимались  теми лицами, которые поименованы в протоколе регистрации избирателей, и  тем количеством голосов, которое указано в протоколе. Кроме того,  невозможно с достоверностью установить, что в голосовании принимали  участие избиратели, отвечающие всем требованиям Федерального закона  «О выборах Президента Российской Федерации», в должном количестве, чётко  определённом на момент начала работы собрания. 

Таким образом, отказ ЦИК России в регистрации группы избирателей для  поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской  Федерации Тищенко А.Е. и её уполномоченных представителей в связи с  невыполнением требований, предусмотренных пунктами 2 статьи 34  Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»,  является законным. 

Вопреки утверждению административного истца и её представителя,  протокол организационного собрания по созданию группы избирателей  от 17 декабря 2023 г., в котором принимали участие 5 человек, включая  Тищенко А.Е., не соответствует требованиям пункта 2 статьи 34 Федерального  закона «О выборах Президента Российской Федерации» и не восполняет  нарушения, допущенные в день проведения собрания 24 декабря 2023 г. 

Не обоснована ссылка Тищенко А.Е. о неразъяснении ей ЦИК России  вопросов относительно формирования протокола регистрации членов группы  избирателей, поскольку все обращения административного истца по  поставленным вопросам были рассмотрены по существу в установленный  законном срок, что подтверждается письменными ответами ЦИК России. 

Утверждение о том, что документы были приняты Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации без каких-либо замечаний,  что, по мнению административного истца, свидетельствует о выполнении ею  требований закона, ошибочно. Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации принимает решение о регистрации группы избирателей  и её уполномоченных представителей в течение пяти дней со дня поступления  документов (пункт 14 статьи 34 Федерального закона «О выборах Президента  Российской Федерации»). 

Действующее избирательное законодательство, вопреки доводам  административного истца, не обязывает Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации на стадии до рассмотрения вопроса о  регистрации инициативной группы ознакомить уполномоченных  представителей инициативной группы и самого кандидата с документами и  материалами, формируемыми членами рабочей группы, поскольку в силу  закона решение о регистрации инициативной группы избирателей принимается  исключительно Комиссией на её заседании открыто и гласно в соответствии с  требованиями статей 28, 30 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации». 

позицию относительно мотивов принятия Постановления, что не отрицала в 


судебном заседании. В связи с этим доводы административного истца о  нарушении ЦИК России принципа гласности в деятельности избирательных  комиссий, а также прав кандидата не обоснованы. 

При таких обстоятельствах у ЦИК России имелись предусмотренные  пунктом 16 статьи 34 Федерального закона «О выборах Президента Российской  Федерации» основания для отказа в регистрации группы избирателей и её  уполномоченных представителей. 

Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», статье 31 Регламента Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации, утверждённого постановлением Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 7/46-П,  заседание ЦИК России является правомочным, если на нём присутствуют не  менее десяти членов комиссии с правом решающего голоса. 

Постановление принято Комиссией в правомочном составе, за его  принятие присутствовавшие на заседании 14 членов Комиссии проголосовали  единогласно. 

Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении  административного иска о защите избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что  оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными. 

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Тищенко  Александры Евгеньевны об отмене постановления Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 146/1152-8  «Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки  самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации  Александры Евгеньевны Тищенко, и её уполномоченных представителей»  отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия  судом решения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

B.C. Кириллов