ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ24-2 от 09.01.2024 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ24-2

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 9 января 2024 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Вознесенской Н.Г.
с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административным исковым заявлениям политической партии «Политическая  партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» и Михайлова Владимира Викторовича об  отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации от 28 декабря 2023 г. № 145/1113-8 «Об отказе в регистрации  уполномоченных представителей политической партии «Политическая партия  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», выдвинувшей кандидата на должность  Президента Российской Федерации Владимира Викторовича Михайлова», 

установил:

постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации от 7 декабря 2023 г. № 678-СФ «О назначении выборов Президента  Российской Федерации» на 17 марта 2024 г. назначены выборы Президента  Российской Федерации. 

Постановлением ЦИК России от 28 декабря 2023 г. № 145/1113-8  «Об отказе в регистрации уполномоченных представителей политической 

партии «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», выдвинувшей 


кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира  Викторовича Михайлова» (далее - Постановление) отказано в регистрации  уполномоченных представителей политической партии «Политическая партия  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», выдвинувшей кандидата на должность  Президента Российской Федерации Владимира Викторовича Михайлова, в  связи с несоблюдением предусмотренных законом требований. 

Политическая партия «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»  и Михайлов ВВ. (далее также - административные истцы) обратились в  Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми  заявлениями, в которых просят отменить Постановление и обязать ЦИК России  зарегистрировать уполномоченных представителей политической партии  «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ». В обоснование заявленных  требований административные истцы ссылаются на то, что, принимая  Постановление, ЦИК России осуществила проверку не документов,  представленных Партией в соответствии со статьёй 35 Федерального закона  от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»,  а информации Министерства юстиции Российской Федерации в отношении  иных документов, представление которых в ЦИК России законом не  предусмотрено. Полагают, что все претензии к протоколам собраний  региональных отделений Партии основаны на наличии технических ошибок и  описок в документах. Также указали, что в нарушение пункта I1 статьи 38  Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» ЦИК России не уведомила административных истцов о  недостатках представленных документов. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 5 января 2024 г. административные дела по административным исковым  заявлениям Партии и Михайлова ВВ. объединены в одно производство для  совместного рассмотрения и разрешения. 

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в  письменных возражениях указала, что Постановление принято федеральным  государственным органом при реализации установленных законом  полномочий и в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона  «О выборах Президента Российской Федерации». 

В судебном заседании административный истец Михайлов ВВ.,  представители политической партии «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ» Скворцов И.Н. и Данченко А.А., одновременно являющийся  представителем Михайлова ВВ., поддержали заявленные требования, просили  удовлетворить административный иск в полном объёме. 

Представитель ЦИК России Сахаров С.Ф. не признал административный  иск, просил в его удовлетворении отказать. 

Выслушав объяснения административных истцов и представителей  сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., 

полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, 


Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для  удовлетворения административных исковых заявлений. 

В силу статьи 35 Федерального закона «О выборах Президента  Российской Федерации» выдвижение кандидата политической партией  производится после официального опубликования (публикации) решения о  назначении выборов Президента Российской Федерации (пункт 1).  Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата (пункт 2).  Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на  съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом  от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и уставом  политической партии (пункт 4). Основаниями для отказа в регистрации  уполномоченных представителей политической партии могут служить  отсутствие документов, указанных в пунктах 8, 9, 11 и 13 названной статьи,  отсутствие у политической партии права выдвигать кандидатов на данных  выборах, несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 1—4, 8, 12-14  этой статьи (пункт 17). 

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях»  закреплено, что выдвижение политической партией кандидатов (списков  кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах  государственной власти осуществляется на съезде политической партии, в  работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений  политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов  Российской Федерации. 

Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 27 Федерального закона  «О политических партиях» политическая партия, в частности, обязана: в ходе  проведения мероприятий, указанных в подпунктах «б» и «в» названного пункта  (проведения мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков  кандидатов) на выборные должности в органах государственной власти), по  требованию присутствующих на данных мероприятиях представителей  уполномоченных органов и избирательных комиссий знакомить их с  документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением таких  мероприятий и необходимы уполномоченным органам и избирательным  комиссиям для реализации их полномочий (в том числе проверки  избирательными комиссиями соблюдения политическими партиями, их  региональными отделениями и иными структурными подразделениями  требований законодательства Российской Федерации к выдвижению  кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в  органах государственной власти, органах публичной власти федеральных  территорий и органах местного самоуправления); представлять копии  указанных документов. 

Исходя из приведённых норм, Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации вправе проверять соблюдение политическими  партиями, их региональными отделениями и иными структурными  подразделениями требований законодательства Российской Федерации к 

порядку выдвижения кандидата. 


При осуществлении такой проверки государственные органы обязаны  предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы,  давать ответы на обращения избирательных комиссий (пункт 11 статьи 12  Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). 

Согласно Постановлению основанием для отказа в регистрации  уполномоченных представителей Партии, выдвинувшей кандидата на  должность Президента Российской Федерации Михайлова В.В., послужили  нарушения пункта 4 статьи 35 Федерального закона «О выборах Президента  Российской Федерации», поскольку 23 декабря 2023 г. в работе X  внеочередного Съезда Партии (далее также - Съезд Партии) участвовали  делегаты от региональных отделений, образованных менее чем в половине  субъектов Российской Федерации, что недопустимо в силу пункта 1 статьи 25  Федерального закона «О политических партиях». 

Как следует из материалов дела и объяснений сторон в судебном  заседании, 24 декабря 2023 г. по запросу ЦИК России председателем Партии  Михайловым ВВ. собственноручно заверены и представлены копии  документов, связанных с созывом, организацией и проведением  X внеочередного Съезда Партии, включая протоколы региональных отделений  Партии об избрании делегата (делегатов) на Съезд Партии. 

Из протокола X внеочередного Съезда Партии от 23 декабря 2023 г.  следует, что Партия имеет 57 региональных отделений, в работе Съезда Партии  приняли участие 54 делегата, представлявших 51 региональное отделение,  включая 3 делегатов по должности. 

Реализуя установленное пунктом 1 статьи 38 Федерального закона  «О выборах Президента Российской Федерации», подпунктом «г» пункта 1  статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» полномочие по  проверке соблюдения порядка выдвижения каждого кандидата, ЦИК России  письмом от 25 декабря 2023 г. № 06-05/14011 в процессе подготовки заседания  направила копии представленных Партией документов в уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной  регистрации политических партий и контроля за их деятельностью для  проверки соответствия федеральному законодательству и требованиям Устава  Партии процедуры созыва, проведения собраний (конференций) региональных  отделений Партии, на которых были избраны делегаты на Съезд Партии. 

По результатам проведённой проверки ЦИК России установила, что  полномочия присутствовавших на Съезде Партии делегатов  от 16 региональных отделений Партии (в Республике Дагестан, Республике  Калмыкия, Краснодарском крае, Красноярском крае, Ивановской области,  Калининградской области, Калужской области, Кировской области,  Ленинградской области, Магаданской области, Новосибирской области,  Ростовской области, Самарской области, Саратовской области, Томской  области и Санкт-Петербурге) не подтверждены, следствием чего является  неправомочность Съезда Партии и принятых на нём решений. В связи с этим  ЦИК России констатировала, что решение Съезда Партии о выдвижении 

Михайлова ВВ. кандидатом на должность Президента Российской Федерации 


принято с нарушением Федерального закона «О политических партиях» и  Устава Партии (в части требований федерального закона об участии делегатов  от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в  половине субъектов Российской Федерации). 

Собранные по административному делу доказательства подтверждают  законность принятого ЦИК России Постановления. 

Выводы ЦИК России в отношении неправомочности участия делегатов в  Съезде Партии от 16 региональных отделений Партии (в Республике Дагестан,  Республике Калмыкия, Краснодарском крае, Красноярском крае, Ивановской  области, Калининградской области, Калужской области, Кировской области,  Ленинградской области, Магаданской области, Новосибирской области,  Ростовской области, Самарской области, Саратовской области, Томской  области и Санкт-Петербурге) нашли своё подтверждение в ходе судебного  заседания. 

Так, в силу пункта 6 статьи 23 Федерального закона «О политических  партиях» член политической партии может состоять только в одном  региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного  или преимущественного проживания. 

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня  1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской  Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира,  комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное  жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно  проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору  найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях,  предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он  зарегистрирован по месту жительства. 

Основные понятия и термины, используемые в Федеральном законе  «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с пунктом 2  статьи 2, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено Федеральным  законом «О выборах Президента Российской Федерации». 

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 2  определяет основные термины и понятия, используемые в этом федеральном  законе. Согласно подпункту 5 данной статьи адрес места жительства — это тот  адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по  месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту  пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. 

Таким образом, исходя из буквального смысла приведённых норм, адрес  места постоянного или преимущественного проживания, как правило, должен  указываться в том виде, в котором зафиксирован в официальных документах, 

удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а 


именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о  регистрации по месту жительства. 

Между тем от Санкт-Петербургского регионального отделения Партии  делегатом на Съезд Партии избран гражданин, проживающий в Ленинградской  области. Кроме того, местом проживания 4 из 12 членов Партии, принявших  участие в общем собрании названного регионального отделения, согласно  списку членов Партии, состоящих на учёте в данном региональном отделении,  является Ленинградская область. 

Адреса проживания делегатов, избранных для участия в Съезде Партии,  от Новосибирского регионального отделения Партии, регионального отделения  Партии в Кировской области и регионального отделения Партии в Магаданской  области, указанные в списках членов Партии, состоящих на учёте в  соответствующих региональных отделениях, отличаются от адресов  проживания делегатов Съезда Партии, зарегистрировавшихся от  перечисленных региональных отделений Партии, содержащихся в списке  делегатов Съезда Партии. 

При этом сведения, документально подтверждающие фактическое  постоянное проживание делегатов в названных выше регионах, отсутствуют. 

Кроме того в списке членов Дагестанского регионального отделения  Партии вместо адреса проживания указаны только мобильный телефон и  наименование города, что не может рассматриваться как адрес места  жительства делегатов. 

Допущенные нарушения не позволяют достоверно определить членов  Партии, состоящих на партийном учёте в региональных отделениях, как  следствие, правомочность избранных делегатов и нарушают предписания  пункта 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». 

Дата рождения делегата, зарегистрировавшегося на Съезде Партии, от  регионального отделения Партии в Самарской области, указанная в списке  делегатов Съезда Партии, отличается от даты рождения лица, избранного  делегатом от названного регионального отделения Партии, зафиксированного в  списке членов Партии, состоящих на партийном учёте в названном  региональном отделении. 

Согласно пункту 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской  Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под  своим именем, включающем фамилию и собственно имя, а также отчество,  если иное не вытекает из закона или национального обычая. 

В нарушение приведённой нормы в протоколах общих собраний  региональных отделений Партии в Республике Дагестан, Краснодарском и  Красноярском краях, Ивановской, Калужской, Томской и Саратовской областях  указаны неполные данные избранных делегатов и (или) членов Партии,  состоящих на партийном учёте в названных региональных отделениях. 

Из протоколов общих собраний регионального отделения Партии в  Республике Калмыкия, Ленинградского регионального отделения Партии и 

регионального отделения Партии в Ростовской области невозможно 


определить, что делегаты от соответствующих региональных отделений были  избраны на X внеочередной Съезд Партии, назначенный на 23 декабря 2023 г. 

В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Устава Партии во время общего  собрания ведётся протокол, который по окончании общего собрания  подписывается председательствующим и секретарём общего собрания  регионального отделения. 

Следовательно, процедура избрания делегатов должна быть  зафиксирована в протоколе общего собрания, являющемся единственным  документом, отражающим ход собрания и существо принятых решений. 

В нарушение приведённого положения Устава Партии протокол общего  собрания регионального отделения Партии в Калининградской области не  подписан председателем и секретарём общего собрания. 

Ни Партией, ни Михайловым В.В. не представлено документов,  достоверно подтверждающих присутствие на Съезде Партии необходимого  числа делегатов и опровергающих вышеуказанные выводы ЦИК России. 

Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что протоколы  общих собраний перечисленных выше региональных отделений Партии не  могли подтверждать на момент проведения Съезда Партии полномочия  делегатов, зарегистрировавшихся на Съезде Партии от соответствующих  региональных отделений Партии и участвовавших в работе Съезда Партии. 

Выявленные нарушения, связанные с участием в работе X внеочередного  Съезда Партии делегатов от названных региональных отделений, не могут быть  оценены как технические ошибки и описки в документах, поскольку в  установленном порядке не исправлены до начала работы Съезда Партии. 

С учётом изложенного необоснованными являются утверждения  административных истцов о правомочности проведённого Съезда Партии со  ссылкой на решение мандатной комиссии Съезда Партии, подтвердившей  полномочия делегатов региональных отделений Партии. 

Процедура выдвижения кандидатов на выборные должности в органах  государственной власти регулируется федеральными законами («О выборах  Президента Российской Федерации», «О политических партиях») и уставами  партий, а проверка соблюдения требований к выдвижению кандидата  предполагает проверку избирательной комиссией соблюдения партией норм  федерального законодательства и положений устава партии, касающихся  порядка выдвижения, и не является вмешательством во внутрипартийную  деятельность. 

Довод административных истцов о том, что предметом оценки ЦИК  России стали документы, представление которых не предусмотрено  Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»,  несостоятелен, поскольку решение о выдвижении кандидата политической  партией должно соответствовать требованиям Федерального закона  «О политических партиях» и устава политической партии, а порядок проверки  выдвижения такого кандидата относится к полномочиям ЦИК России. 

Следует считать несостоятельным и утверждение административных 

истцов о том, что согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона 


«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации обязана была уведомить кандидата и Партию о  выявленных недостатках в представленных документах, что дало бы им  возможность устранить допущенные неточности. Названное законоположение  регулирует отношения, связанные исключительно с регистрацией кандидата  (кандидатов), списка кандидатов, его действие не распространяется на  процедуры, предусмотренные статьёй 35 Федерального закона «О выборах  Президента Российской Федерации». Кроме того, основанием для принятия  оспариваемого постановления послужили не недостатки в оформлении копий  документов, связанных с проведением Съезда Партии, а нарушения,  допущенные при проведении указанного съезда, которые не могут быть  устранены путём внесения изменений в документы. 

Оценив все доказательства по делу в их совокупности, Верховный Суд  Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение о выдвижении  кандидата Михайлова ВВ. на должность Президента Российской Федерации на  Съезде Партии принято с нарушением требований пункта 1 статьи 25  Федерального закона «О политических партиях». 

При таких обстоятельствах у ЦИК России имелись предусмотренные  пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «О выборах Президента Российской  Федерации» основания для отказа в регистрации уполномоченных  представителей политической партии, выдвинувшей кандидата на должность  Президента Российской Федерации. 

Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» ЦИК России является федеральным государственным  органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в  Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным  федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов. 

Статьёй 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г.   № 7/46-П, предусмотрено, что заседание Комиссии является правомочным, если  на нём присутствуют не менее десяти членов Комиссии с правом решающего  голоса. 

Как следует из протокола заседания ЦИК России от 28 декабря 2023 г.   № 145, в заседании участвовали 13 из 15 членов ЦИК России с правом  решающего голоса, которые единогласно приняли оспариваемое  постановление. 

Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии или  выписками из протокола заседания Комиссии, которые подписываются  Председателем и секретарём Комиссии (статья 44 поименованного регламента). 

Следовательно, оспариваемое постановление принято правомочным  федеральным государственным органом при реализации установленных  законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной 

законом процедуры его принятия. 


С учётом изложенных обстоятельств правовых оснований для признания  Постановления незаконным по доводам административных истцов не имеется. 

Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении  административного иска о защите избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что  оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными. 

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений политической партии  «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» и Михайлова Владимира  Викторовича об отмене постановления Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 145/1113-8 «Об отказе в  регистрации уполномоченных представителей политической партии  «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», выдвинувшей кандидата на  должность Президента Российской Федерации Владимира Викторовича  Михайлова» отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия  судом решения.  

Судья Верховного Суда

Российской Федерации B.C. Кириллов