ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГКПИ02-109 от 29.04.2002 Верховного Суда РФ

ГКПИ2002-109

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

29 апреля 2002
" "_ 19 г

Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - Судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Жуковой И.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по за- явлению Шпакова О.А. и Шлаковой Н.В. о признании незаконным п. 19  «Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением  Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510 (в редакции постановлений от  21 декабря 2000 г. № 999 и от 26 мая 2001 г. № 418), 

установил:

заявители Шпаков О.А. и Шпакова Н.В. обратились в Верховный Суд  Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то,  что пункт 19 оспариваемого Порядка противоречит Конституции РФ, ст.2  Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», а  также Жилищному кодексу РСФСР и нарушает их жилищные права. 


 2

В судебное заседание заявители не явились. О дне рассмотрения дела  извещены своевременно. 

Представители Правительства РФ Быченкова И.В. и Халмухамедов  А.М. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставле- нии его без удовлетворения, сославшись на то, что содержащиеся в п. 19 Порядка положения практически не применяются, а граждане, получившие  указанную выше компенсацию, с учета на улучшение жилищных условий не  снимаются и из представленных им жилых помещений не выселяются, а  только исключаются из сводных списков таких граждан, ведущимися соот- ветствующими территориальными органами ФМС (Минфедерации). 

Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав  материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокурату- ры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный  Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по  следующим основаниям. 

В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять  на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за  гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев,  предусмотренных частью второй настоящей статьи. 

Граждане снимаются с учета в случаях:

улучшения жилищных условий, выезда на другое постоянное место  жительства, выявления в представленных документах не соответствующих  действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, ор- ганизацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их  семей не работает на этом предприятии, кроме указанных в этой статье слу- чаев оставления на учете. 

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. 

Как установлено судом, во исполнение Указа Президента РФ от 5 сен- тября 1995 г. № 898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам,  пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике»  постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510 был утвер- жден «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской  Республике и покинувшим ее безвозвратно», согласно п. 19 которого граждане, получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на про- живание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в  жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных  переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий. 

По утверждению заявителей, предусмотренный указанным Порядком  размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости и на полученную компенсацию они лишены возможности приобрести 


4^з

себе другое жилье, а поэтому снятие их с очереди на улучшение жилищных  условий в связи с получением ими компенсации противоречит действующе- му законодательству РФ и нарушает их права. 

Данные утверждения заявителей материалами дела не опровергнуты.

Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных доказа- тельств и представителями Правительства РФ. 

Кроме того анализ содержания оспариваемого пункта Порядка также 

;

свидетельствует о несоответствии его положений требованиям жилищного  законодательства Российской Федерации. 

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 19  Порядка не может являться законным и подлежит признанию недействую- щим и не подлежащим применению. 

Довод представителей Правительства РФ о том, что положения оспариваемого пункта Порядка, как они изложены, не имеют практического  применения, не может быть принят во внимание, поскольку из их содержания прямо следует, что в случае получения гражданами компенсации за утраченное жилье они теряют право на проживание в указанных выше центрах  и жилых помещениях, а также снимаются с учета на улучшение жилищных  условий, т.е. фактически устанавливают основания утраты права на зани- маемое жилое помещение и снятия с очереди, не предусмотренные жилищ- ным законодательством РФ. 

В приведенной выше норме Жилищного кодекса РСФСР дан исчер- пывающий перечень оснований, по которым граждане, нуждающиеся в  улучшении жилищных условий, могут быть сняты с учета. Такого основания, как получение компенсации за утраченное жилье, в названной норме  Кодекса не содержится. 

Получение такой компенсации не предусмотрено Жилищным кодек- сом РСФСР и в качестве основания для прекращения права пользования  предоставленными указанным гражданам жилыми помещениями. 

Получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы  служить, по мнению суда, основанием к снятию их с учета нуждающихся в  улучшении жилищных условий применительно к п.1 ст.32 Жилищного кодекса РСФСР только в случае, если бы такая компенсация соответствовала  стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое  жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм и в результате этого отпали основания для предоставления жилого помещения. 

Однако из объяснений же самих представителей Правительства РФ, а  также из содержания вступившего в законную силу решения Верховного  Суда РФ от 16 ноября 2000 г. по делу ГКГШ2000-1224 следует, что преду- смотренная компенсация за утраченное жилье не предполагает полного воз- мещения его стоимости, а поэтому названные граждане лишены возможно- сти обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на  полученную сумму компенсации. В связи с этим не возникает и оснований для снятия их с учета на улучшение жилищных условий и прекращения права пользования предоставленными жилыми помещениями, как это преду- сматривается в оспариваемом пункте Порядка. 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7  ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации 

р е шил:

заявление Шпакова О.А. и Шлаковой Н.В. удовлетворить.

Признать п. 19 «Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье  и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного  постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510 (в редакции  постановлений от 21.12.2000 г. № 999 и от 26.05.2001 г. № 418) незаконным  и недействующим со дня вступления в законную силу данного решения. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную колле- гию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в оконча- тельной форме. 

Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Ю.Д.Редченко
ел