ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ВКАПИ23-38 от 13.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № ВКАПИ23-38

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

Москва 13 декабря 2023 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А.
при секретаре Лисицыной А.Г.

с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры  Дворцова СВ., административного истца ФИО1., представителя  Федеральной службы безопасности Российской Федерации ФИО2,  рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО1  об оспаривании приказа директора Федеральной службы безопасности  Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 96 «Об утверждении Положения  о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности», 

установил:

приказом директора Федеральной службы безопасности Российской  Федерации от 1 марта 2012 г. № 96 (далее - Приказ № 96) утверждено  Положение о жилищных комиссиях в органах федеральной службы  безопасности. 

ФИО1., будучи бывшим военнослужащим, проходившим  военную службу в органах федеральной службы безопасности, обратился в  Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым  заявлением о признании оспариваемого Приказа № 96 недействующим с  момента его издания, поскольку этот приказ по своим внешним признакам и 

содержанию, а также распространяя своё действие на него как на участника 


жилищных правоотношений, является нормативным правовым актом,  который не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, чем  затрагивается его субъективное жилищное право, в том числе по причине  длительного необеспечения жилым помещением. 

В письменных возражениях и отзыве представители Федеральной  службы безопасности Российской Федерации ФИО2 и Министерства  юстиции Российской Федерации ФИО3 просят отказать в  удовлетворении административного иска ФИО1, утверждая, что  оспариваемый Приказ № 96 издан директором ФСБ России в пределах  предоставленных полномочий и в соответствии с положениями  законодательства, имеющего большую юридическую силу, которому не  противоречит, более того, носит организационный и внутриведомственный  характер, прав административного истца не затрагивает, в связи с чем не  подлежит регистрации и официальному опубликованию. 

Административный истец ФИО1. в судебном заседании  требования административного иска поддержал и просил их удовлетворить  на основании приведённых в иске доводов. 

Выслушав объяснения административного истца ФИО1,  представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации  ФИО2, полагавшего, что положения оспариваемого Приказа № 96  не затрагивают и не нарушают прав ФИО1., заслушав заключение  прокурора Дворцова СВ. об отсутствии оснований для удовлетворения  административного искового заявления, исследовав материалы  административного дела, Верховный Суд Российской Федерации приходит к  выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1. по  следующим основаниям. 

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с  административным исковым заявлением о признании нормативного  правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться  лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые  являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым  нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены  или нарушаются их права, свободы и законные интересы. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного  правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении  заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части  нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. 

В пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ  «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим  обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им 

денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений 


либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях,  установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными  законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  за счёт средств федерального бюджета. 

В силу статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О  федеральной службе безопасности» федеральный орган исполнительной  власти в области обеспечения безопасности издаёт в пределах своих  полномочий нормативные акты. 

В подпунктах 2, 69 пункта 9 и подпункте 5 пункта 11 Положения о  Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждённого  Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960,  предусмотрено, что для решения основных задач ФСБ России осуществляет,  в том числе жилищное обеспечение и в пределах своих полномочий  нормативно-правовое регулирование, а директор ФСБ России издаёт на  основании и во исполнение федерального законодательства и настоящего  Положения правовые акты. 

В целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями в  органах федеральной службы безопасности приказом ФСБ России от  24 октября 2011 г. № 590 утверждены Правила организации в органах  федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми  помещениями (далее - Правила № 590). 

Вопросы признания военнослужащих и членов их семей  нуждающимися в жилых помещениях, служебных жилых помещениях, учёта  военнослужащих (граждан) и членов их семей в качестве нуждающихся в  жилых помещениях, служебных жилых помещениях, предоставления жилых  помещений, служебных жилых помещений решаются жилищными  комиссиями органов федеральной службы безопасности. Жилые помещения  предоставляются в порядке очерёдности исходя из времени принятия  военнослужащих (граждан) на учёт в качестве нуждающихся в жилых  помещениях (пункты 3, 12, 20, 37, 39 и 43 Правил № 590). 

Таким образом, правовое регулирование отношений по  предоставлению жилых помещений и принятию иных решений по  жилищным вопросам в органах ФСБ России осуществляется в соответствии  приведёнными нормами законодательства и конкретизируется Правилами   № 590. 

В свою очередь порядок создания и организации работы жилищных  комиссий в органах федеральной службы безопасности определены  Положением о жилищных комиссиях в органах федеральной службы  безопасности, утверждённым приказом ФСБ России от 1 марта 2012 г. № 96,  который издан и утверждён директором ФСБ России в пределах  предоставленных ему полномочий и в установленной сфере деятельности  данного ведомства. 

Исходя из содержания пункта 8 Указа Президента Российской 

Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента 


Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»  от 23 мая 1996 г. № 763, нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или  имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные  правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие  государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской  Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме  актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. 

При этом в силу пункта 10 постановления Правительства Российской  Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил  подготовки нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной регистрации» государственной  регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их  действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну,  или сведений конфиденциального характера, направленные на  урегулирование общественных отношений либо на изменение или  прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой  статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие  правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого  круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. 

Как следует из содержания Приказа № 96, утверждённое им  Положение о жилищных комиссиях в органах федеральной службы  безопасности не является нормативным правовым актом. В нём лишь  уточняются виды существующих в органах федеральной службы  безопасности жилищных комиссий (пункт 3), порядок создания, состав  данных комиссий (пункты 4, 8), функции жилищных комиссий (пункты 5, 9),  а также иные вопросы деятельности жилищных комиссий, которые носят  организационный характер и не могут сами по себе затрагивать права  граждан. 

Положения Приказа № 96, с которыми административный истец  связывает нарушение своих прав, не содержат обязательных для исполнения  органами государственной власти, органами местного самоуправления, их  должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил  поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц. 

Этот приказ не определяет каких-либо прав и обязанностей  военнослужащих органов федеральной службы безопасности и иных лиц,  претендующих на жилищное обеспечение за счёт данного ведомства, а также  не содержит условий, в зависимость от которых была бы поставлена 

возможность реализации их жилищных прав. 


Оспариваемый правовой акт по своей сути издан во исполнение Правил   № 590 в целях регламентации вопросов внутриорганизационной  деятельности жилищных комиссий органов ФСБ России, адресован  исключительно действующим в системе органов федеральной службы  безопасности жилищным комиссиям и не является актом, содержащим  правовые нормы, на основании которых реализуются права и обязанности  административного истца и иных лиц. 

Таким образом, оспариваемый Приказ № 96, изданный в пределах  предоставленных ФСБ России полномочий, носит организационный характер  и не нуждается в государственной регистрации и официальном  опубликовании. 

Довод же административного истца о длительности необеспечения его  жильём не может являться основанием для признания оспариваемого акта  недействующим, поскольку вопросы сроков, порядка жилищного учёта и  очерёдности обеспечения жильём, которые могли бы затронуть законные  интересы административного истца, Приказом № 96 не регламентируются. 

В свою очередь конкретные действия (бездействие) жилищных  комиссий, с которыми, по сути, выражает несогласие административный  истец, могут быть обжалованы, в том числе в судебном порядке по правилам,  предусмотренным для этого процессуальным законодательством. 

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного  искового заявления надлежит отказать.  

Руководствуясь статьями 175 - 180, 213 и 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании приказа директора Федеральной  службы безопасности Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 96 «Об  утверждении Положения о жилищных комиссиях в органах федеральной  службы безопасности» отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его  принятия в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации О.А. Дербилов 

Решение в окончательном виде изготовлено 13 декабря 2023 г.