ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Реестр коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для (утв. приказом Верховного Суда РФ от 15.03.2024 N 3КД/9)

Утвержден
приказом и.о. Председателя
Верховного Суда
Российской Федерации
от 15 марта 2024 г. N 3КД/9
РЕЕСТР
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЙ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>
--------------------------------
<1> Далее - Верховный Суд.
N п/п
Краткое наименование коррупционного риска
Описание возможной коррупционной схемы
Лица, которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы
Меры по минимизации коррупционных рисков
Реализуемые
Предлагаемые
1
Предпроцедурный этап
1.1
Планирование закупок товаров, работ, услуг <2>,
Планирование закупок, не относящихся к обеспечению деятельности и функций Верховного Суда Российской Федерации.
Нарушение правил нормирования в сфере закупок.
Работники Контрактной службы. <3>
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок <4> актов Верховного Суда о нормировании в сфере закупок.
Недопущение планирования закупок товаров, работ, услуг, не относящихся к обеспечению деятельности и функций Верховного Суда.
Недопущение планирования закупок с нарушением правил нормирования в сфере закупок.
Размещение в ЕИС плана-графика закупок.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
Организация мероприятий по профессиональному развитию работников Контрактной службы.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
1.2
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги <5>.
Использование завышенных или заниженных ценовых предложений потенциальных участников закупки.
Работники Контрактной службы.
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Определение и обоснование НМЦК в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <6>, Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567, приказами о нормировании в сфере закупок.
Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен без учета требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
Организация мероприятий по профессиональному развитию работников Контрактной службы.
Использование несопоставимых коммерческих предложений.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Неприменение методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при определении и обосновании НМЦК.
Искусственное дробление закупки.
Документальное оформление обоснования НМЦК.
Недопустимость необоснованного ухода от конкурентных процедур.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
1.3
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Работники Контрактной службы
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <7>.
Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Минимизация личного взаимодействия работников Контрактной службы с потенциальными участниками закупок.
Организация мероприятий по профессиональному развитию работников Контрактной службы.
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
1.4
Подготовка и формирование извещения о закупке, в том числе описания объекта закупки и проекта государственного контракта.
Включение в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включение в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Работники Контрактной службы.
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Подготовка и формирование извещения о закупке, в том числе описания объекта закупки и проекта государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Минимизация личного взаимодействия работников Контрактной службы с потенциальными участниками закупок.
Недопущение предъявления излишних требований к участникам закупки.
Предъявление излишних требований к участникам закупки, неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки с целью усложнения процесса подготовки заявок на участие в закупке.
Организация мероприятий по профессиональному развитию работников Контрактной службы.
Формирование, утверждение и размещение в ЕИС плана-графика закупок.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
2
Процедурный этап
2.1
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Внесение изменений в извещение о закупке, влекущих ограничение конкуренции.
Работники Контрактной службы.
Внесение изменений в извещение о закупке в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Недопущение внесения неправомерных изменений в извещение о проведении закупки.
Комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Верховного Суда.
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, в результате которой участнику закупки предоставлено необоснованное преимущество.
Минимизация личного взаимодействия работников Контрактной службы с потенциальными участниками закупок.
Рассмотрение заявок окончательных предложений участников закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Организация мероприятий по профессиональному развитию работников Контрактной службы.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах коррупционных правонарушений.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
Прохождение обучения по осуществлению закупок для государственных нужд членами Комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Верховного Суда.
2.2
Заключение государственного контракта.
Заключение государственного контракта до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Работники Контрактной службы.
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Заключение государственного контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа Верховного Суда (заказчика) от заключения государственного контракта.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
Организация мероприятий по профессиональному развитию Работников Контрактной службы.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Неправомерный (необоснованный) отказ Верховного Суда (заказчика) от заключения государственного контракта.
3
Постпроцедурный этап
3.1
Исполнение государственного контракта.
Запрос у поставщика (подрядчика, исполнителя) документов и (или) сведений, не предусмотренных условиями государственного контракта.
Работники Контрактной службы.
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Строгое соблюдение условий государственного контракта.
Применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта.
Определение ответственных лиц за приемку товаров, работ, услуг (приемочная комиссия).
Организация мероприятий по профессиональному развитию работников Контрактной службы.
Затягивание со стороны заказчика сроков предоставления информации, необходимых материалов для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному контракту.
Приемка и (или) оплата товара, работы, услуги, которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют условиям государственного контракта.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Необоснованное неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю).
3.2
Изменение и расторжение государственного контракта.
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении в отсутствие оснований для их изменения.
Работники Контрактной службы.
Осуществление внутреннего контроля.
Совершенствование процедур внутреннего контроля.
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении по соглашению сторон исключительно в случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ
Информирование отдела по вопросам противодействия коррупции Управления кадров и государственной службы о причинах изменения и расторжения государственного контракта.
Расторжение государственного контракта в отсутствие достаточных оснований для его расторжения
Ознакомление работников Контрактной службы с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Расторжение государственного контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством с соблюдением норм статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Осуществление внутреннего финансового аудита.
--------------------------------
<2> Далее - закупки,
<3> Здесь и далее - Работники Контрактного отдела и работники иных структурных подразделений Верховного Суда, должностные регламенты которых предусматривают права и обязанности по вопросам планирования и осуществления закупок в целях обеспечения нужд Верховного Суда
<4> Далее - ЕИС
<5> Далее - НМЦК.
<7> Далее - Федеральный закон N 44-ФЗ.
<7> Далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.