ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2025 г. N АПЛ24-482
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Зинченко И.Н., Тютина Д.В.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст" об оспаривании абзаца второго пункта 7, пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации
от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Траст" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2024 г. по делу N АКПИ24-697, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Траст" Беленькой А.Я., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Ш., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
21 сентября 2023 г. Правительство Российской Федерации издало постановление N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт 21 сентября 2023 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и 25 сентября 2023 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 39, ст. 7046.
В силу абзаца второго пункта 7 Постановления ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), установленные пунктом 1 Постановления, распространяются на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС с 1 октября 2023 г., в том числе помещенные до 1 октября 2023 г. под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, включая товары, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 и 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС, ТК ЕАЭС), или с особенностями, установленными законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Таможенного кодекса ЕАЭС, за исключением товаров, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС до 1 октября 2023 г.
Пункт 8 Постановления закрепляет, что считаются неподанными таможенные декларации на товары, в соответствии с которыми осуществлялось таможенное декларирование товаров, указанных в пункте 1 Постановления, в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими их вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС, предполагающими применение ставки вывозной таможенной пошлины, если она установлена, в том числе с применением особенностей таможенного декларирования, установленных статьями 115 и 116 Таможенного кодекса ЕАЭС, в случае, если по ним до 1 октября 2023 г. не осуществлен фактический вывоз либо принятие товаров к перевозке открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" или не оформлено поручение на отгрузку морским судном для таможенных целей.
Согласно пункту 12 Постановления данное постановление вступает в силу с 1 октября 2023 г. и действует до 31 декабря 2024 г. включительно, за исключением абзаца второго пункта 6 этого постановления, абзаца седьмого пункта 1, абзаца седьмого пункта 2 и абзаца седьмого пункта 3 изменений, утвержденных Постановлением, вступающих в силу со дня официального опубликования названного постановления.
Общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее также - ООО "Траст", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 7, пункта 8 Постановления. В обоснование заявленного требования Общество сослалось на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта статье
57 Конституции Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона
от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании), пункту 1 статьи 6 и пункту 1 статьи 53 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Нарушение своих прав ООО "Траст" связывает с тем, что на основании оспариваемых положений Постановления в результате вывоза товара после 1 октября 2023 г. (даты вступления Постановления в силу) за пределы Российской Федерации и таможенной территории Союза (в Республику Узбекистан) таможенным органом Обществу была начислена вывозная таможенная пошлина исходя из нового размера, направлено уведомление о признании товаров незаконно перемещенными за пределы таможенной территории ЕАЭС и об уплате начисленной вывозной таможенной пошлины, тогда как Общество подало таможенные декларации на товар до указанной даты (30 сентября 2023 г.).
Административный ответчик Правительство Российской Федерации, поручившее представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, административный иск не признало, в письменных возражениях указало, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Траст" отказано.
Не соглашаясь с таким решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В апелляционной жалобе административный истец ссылается на противоречие абзаца второго пункта 7, пункта 8 Постановления положениям частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона о таможенном регулировании, которые содержат общее правило о том, что постановления Правительства Российской Федерации в сфере таможенного регулирования применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы. ООО "Траст" также указывает на то, что суд первой инстанции применил не подлежащие применению в данном административном деле абзац первый пункта 2 статьи 6, подпункт 25 пункта 1 статьи 2, пункты 1 и 4 статьи 56 ТК ЕАЭС, поскольку в рассматриваемых правоотношениях фактический вывоз товаров, указанных в пункте 1 Постановления, после 1 октября 2023 г. не может расцениваться как незаконное перемещение; суд не применил пункт 1 статьи 53 ТК ЕАЭС, согласно которому для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено данным кодексом, а также необоснованно отклонил доводы административного истца о несоответствии оспариваемых норм пункта 8 Постановления пунктам 7 и 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, устанавливающим, что, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, то такая декларация считается для таможенных целей неподанной; таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение с момента ее регистрации.
В письменных возражениях Правительство Российской Федерации не согласилось с доводами апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено с учетом всех правовых обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Правительства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации наряду с иными федеральными органами исполнительной власти, на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 1, статья 2, части 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона
от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Федеральный закон о таможенном регулировании действует в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами; обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; создания условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры (часть 1 статьи 1 названного закона).
Согласно части 2 этой же статьи предметом регулирования данного федерального закона наряду с прочим являются отношения, связанные с взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, определением прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установлением правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Федерального закона о таможенном регулировании общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного дела.
Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот (статья 1).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации издало Постановление.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий.
Постановление, как следует из его содержания, устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на широкий перечень товаров с учетом данных мониторинга курса доллара США к рублю Российской Федерации. Данная мера, направленная на поддержание рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления, носит временный характер, и ее действие ограничено периодом до 31 декабря 2024 г.
Довод ООО "Траст", повторенный в апелляционной жалобе, о незаконном распространении действия оспариваемых положений на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Союза с 1 октября 2023 г., в том числе помещенные до 1 октября 2023 г. под таможенные процедуры, судом первой инстанции проверялся и правильно признан несостоятельным по следующим основаниям.
По общему правилу акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, как следует из части 3 статьи 6 Федерального закона о таможенном регулировании, вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением, в частности, случаев, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или данным федеральным законом установлен специальный порядок вступления их в силу (пункт 1 упомянутой нормы в редакции, действовавшей на день издания Постановления).
Часть 25 статьи 392 названного федерального закона, определяющая переходные положения и действовавшая до 1 января 2025 г., устанавливала, что специальный порядок вступления в силу иных правовых актов в сфере таможенного регулирования помимо случаев, указанных в пункте 1 части 3 статьи 6 этого же закона, до 31 декабря 2024 г. включительно может устанавливаться федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, законодательство в сфере таможенного регулирования, действовавшее на дату издания Постановления, наряду с общим предусматривало специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о таможенных тарифах, в том числе с учетом переходных положений статьи 392 Федерального закона о таможенном регулировании, которыми до 31 декабря 2024 г. Правительству Российской Федерации предоставлялись полномочия по установлению специального порядка вступления в силу нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования.
Правительство Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий определило порядок вступления в силу Постановления с 1 октября 2023 г., что соответствует действовавшему на день издания оспариваемого постановления законодательству.
С 1 января 2025 г. вступил в силу Федеральный закон
от 26 декабря 2024 г. N 494-ФЗ, которым пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона о таможенном регулировании изложен в новой редакции, закрепляющей наряду с прочим полномочия Правительства Российской Федерации устанавливать специальный порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Возложение на декларантов, вывозящих товары, названные в пункте 1 Постановления, через таможенную границу ЕАЭС после 1 октября 2023 г., обязанности по уплате таможенных пошлин именно в связи с фактическим вывозом товаров после поименованной даты действующему законодательству в рассматриваемой сфере не противоречит.
Пунктом 2 статьи 84 Таможенного кодекса ЕАЭС на декларанта в числе иных возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров.
Вывозная таможенная пошлина отнесена к числу таможенных платежей (подпункт 2 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 Таможенного кодекса ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов (пункт 3 статьи 53 ТК ЕАЭС).
В целях таможенного регулирования под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается их перемещение, в частности, с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации (подпункт 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 56 названного кодекса обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при вывозе товаров с таможенной территории Союза (пункт 1). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары, и иных лиц, указанных в данной норме (пункт 2). При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 4).
По общему правилу выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (пункт 3 статьи 119 ТК ЕАЭС).
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений Таможенного кодекса ЕАЭС признание декларации на товары неподанной влечет за собой незаконный характер вывоза товаров по такой декларации на товары.
Часть 12 статьи 95 Федерального закона о таможенном регулировании предусматривает, что в случаях, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, таможенная декларация считается для таможенных целей неподанной.
Правительство Российской Федерации при признании таможенных деклараций неподанными исходило из нереализации декларантами поданных ими до 1 октября 2023 г. таможенных деклараций, таможенные пошлины по которым исчислялись по ставкам до указанной даты, связывая такое признание с фактическим вывозом товаров за границу таможенной территории ЕАЭС после введения новых размеров ставок таможенных пошлин. При этом в целях нивелирования возможных рисков для предпринимателей, связанных с вступлением в силу с 1 октября 2023 г. Постановления, данный правовой акт был заблаговременно опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (21 сентября 2023 г.).
Доводы апелляционной жалобы о придании оспариваемому постановлению обратной силы основываются на ошибочном толковании Обществом норм материального права, повторяют доводы административного искового заявления, адресованного суду первой инстанции, были проверены судом, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
Постановление, как указывалось выше, вступило в силу 1 октября 2023 г., распространялось на товары, фактически вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС с 1 октября 2023 г., что в полной мере согласуется с пунктом 2 статьи 6 ТК ЕАЭС.
То обстоятельство, что товары под таможенную процедуру были помещены до вступления в силу Постановления, на что указывает Общество, не препятствует вывозу товаров после 1 октября 2023 г., однако с учетом новых ставок таможенных пошлин, введенных Правительством Российской Федерации в установленном порядке в действие с указанной даты.
Согласно пункту 1 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по данному административному делу такое основание для признания Постановления в оспариваемой части не действующим отсутствует.
Рассматривая и разрешая данное административное дело, суд первой инстанции в полной мере выяснил все обстоятельства, установленные частью 8 статьи
213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие изменение ставки вывозных таможенных пошлин, соответствуют законодательству о таможенном регулировании и таможенном деле и не нарушают права административного истца на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Ссылки ООО "Траст" в апелляционной жалобе на необоснованность обжалованного решения суда ошибочны, так как при рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора. Доводы Общества (содержащиеся в административном иске и повторенные в апелляционной жалобе), имеющие правовое значение для данного административного дела, были проверены судом и получили надлежащую оценку в решении.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и законодательству в рассматриваемой сфере правоотношений.
Предусмотренных статьей
310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями
308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Члены коллегии
И.Н.ЗИНЧЕНКО
Д.В.ТЮТИН