ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.09.2021 N АПЛ21-337 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N АКПИ21-254, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 N 114"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2021 г. N АПЛ21-337
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. о признании недействующим Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 114,
по апелляционной жалобе О. и дополнениям к ней на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. по делу N АКПИ21-254, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 114 (далее - Приказ), опубликованным в издании "Законность", N 6, 2010 г. и N 6, 2021 г., утвержден и введен в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (приложение N 1) (далее - Кодекс этики).
О., проходившая службу в органах прокуратуры, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Кодекса этики не действующим с даты его принятия, ссылаясь на то, что в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации оспариваемый акт не опубликован в установленном порядке в журнале "Законность", в связи с чем не подлежит применению. Нарушение своих прав связывает с тем, что 11 апреля 2018 г. в отношении ее было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания в связи с нарушением положений Кодекса этики в редакции от 22 апреля 2011 г. N 104, который опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, но не в журнале "Законность".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления О. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней О., не соглашаясь с принятым решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее требования; исключить из решения суда первой инстанции выводы о том, что доводы административного истца основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, направлены на оспаривание приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности. Полагает, что суд не рассмотрел в указанной части ее административное исковое заявление по существу.
Из апелляционной жалобы и дополнений к ней также следует, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку суд разрешил вопрос о законности Кодекса этики в действующей редакции, а она (административный истец) просила признать незаконным по причине ненадлежащей официальной публикации данный правовой акт в редакции, действующей до внесения в него изменений приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13 апреля 2018 г. N 224.
Административный ответчик Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее также - Генпрокуратура России) представила в суд апелляционной инстанции возражения на апелляционную жалобу О., в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), участвующее в административном деле в качестве заинтересованного лица, в возражениях на апелляционную жалобу поддержало правовую позицию, изложенную суду первой инстанции в отзыве от 26 апреля 2021 г. N 01-47680/21, просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя названного министерства.
В судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации представитель Минюста России не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее также - Закон о прокуратуре) служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются упомянутым Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Пункт 1 статьи 40.4 названного выше закона предусматривает, что лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в том числе обязуется постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.
В силу пункта 1 статьи 17 этого же закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Приказ, как следует из его преамбулы, издан в целях установления правил поведения и норм служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности. В Кодексе этики, введенном в действие Приказом, сформулированы основные принципы поведения прокурорских работников при исполнении ими служебных обязанностей.
Рассматривая и разрешая данное дело, суд пришел к правильному выводу о том, что Кодекс этики - это корпоративный нормативный акт, распространяющий свое действие на прокурорских работников и затрагивающий исключительно их права и обязанности, принят в пределах полномочий органа, его издавшего, с соблюдением требований законодательства к форме правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
На дату принятия Кодекса этики действовал приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 10 "О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер", который в пункте 1 устанавливал, что организационно-распорядительные документы Генпрокуратуры России, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, публикуются в журнале "Законность".
Действующий в настоящее время приказ Генпрокуратуры России от 3 апреля 2018 г. N 189 "О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации" предусматривает, что нормативные акты Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации), кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также документов для служебного пользования, подлежат официальному опубликованию в журнале "Законность". В качестве дополнительного источника официального опубликования определен официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 1).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
О. просила признать Кодекс этики незаконным, нарушающим ее права и свободы по мотиву его ненадлежащей официальной публикации. Установив, что публикация Кодекса этики в журнале "Законность" соответствует предписаниям приведенных приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 10 и от 3 апреля 2018 г. N 189, а следовательно прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно отказал О. в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о соблюдении Генпрокуратурой России требований к официальной публикации Кодекса этики.
То обстоятельство, что публикация Кодекса этики в журнале "Законность", N 6 за 2021 год состоялась после обращения административного истца в суд, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд не разрешил в полном объеме административные исковые требования истца, противоречит содержанию решения Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. по делу N АКПИ21-254.
Довод О. в апелляционной жалобе о незаконности обжалованного решения суда по тому основанию, что суд должен был проверить законность Кодекса этики в редакции, действовавшей до 13 апреля 2018 г., лишен правовых оснований, так как предметом судебного рассмотрения могут быть лишь такие правовые акты, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности положений нормативного правового акта, которые оспариваются, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
О., указывая в апелляционной жалобе на то, что к ней было применено дисциплинарное взыскание в связи с нарушением положений Кодекса этики в редакции от 22 апреля 2011 г. N 104, по сути, не согласна с приказом о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, вопрос о законности которого не подлежит рассмотрению в рамках настоящего административного дела.
Ходатайство в апелляционной жалобе об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений части 1 статьи 17 Закона о прокуратуре, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 10 "О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер", приказа Генпрокуратуры России от 3 апреля 2018 г. N 189 "О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации", а также положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит, так как в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является неопределенность в вопросе конституционности нормы, подлежащей применению в конкретном деле. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что такая неопределенность в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации примененных судом по данному административному делу норм отсутствует.
Решение суда первой инстанции принято с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
И.В.КРУПНОВ