ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2011 N ГКПИ11-2121 "Об отказе в принятии заявления об оспаривании Указа Президента РФ от 29.08.2011 N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва""

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2011 г. N ГКПИ11-2121
Судья Верховного Суда Российской Федерации Толчеев Н.К., изучив заявление К. об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва",
установил:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 1124, ссылаясь на его противоречие Конституции Российской Федерации. Мотивирует свои требования тем, что беспартийные граждане Российской Федерации вынуждены отказаться от реализации своих прав быть избранным в Государственную Думу, просит запретить проведение выборов, назначенных на 4 декабря 2011 г.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3); суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Заявление не может быть принято на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 25 июля 2011 г.) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, своим Указом от 29 августа 2011 г. N 1124 назначил выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 4 декабря 2011 г.
Учитывая, что Указ Президента РФ от 29 августа 2011 г. N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" не имеет непосредственного отношения к правам и законным интересам заявителей, требования о признании его недействующим не могут быть приняты к рассмотрению Верховного Суда Российской Федерации, как и иного суда общей юрисдикции.
Указ оспаривается по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации, что также является основанием для отказа в принятии заявления. Рассмотрение требований об оспаривании нормативных правовых актов, принятых Президентом Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, заявитель оспаривает Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 1124 по тому основанию, что он базируется на законодательстве, исключающем мажоритарный принцип выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Фактически их требования сводятся к оспариванию норм Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающих систему выборов в высший представительный и законодательный орган Российской Федерации, что в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Требование о запрете проводить выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации неразрывно связано с основным требованием и также не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая изложенное, заявленные требования не могут быть приняты к рассмотрению судами общей юрисдикции, в т.ч. Верховным Судом Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, частью 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
в принятии заявления К. об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" отказать.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2