ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2025 N 21 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2025 г. N 21
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 МАЯ 2014 ГОДА N 8 "О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОЕННОЙ
СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
В связи с изменением законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 года N 27) следующие изменения:
1) в преамбуле слова "статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" заменить словами "статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации";
2) в пункте 1:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"), статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", статьи 22 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, в том числе граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, в том числе пребывавшие в мобилизационном людском резерве, граждане, исключенные из добровольческих формирований, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, которыми нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в добровольческих формированиях.";
в) в абзаце третьем слова "частях 1 и 2" заменить словами "частях 1 - 2";
г) абзац четвертый исключить;
д) абзацы пятый и шестой считать соответственно абзацами четвертым и пятым и изложить их в следующей редакции:
"Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, гражданам, проходящим или прошедшим военные сборы, в том числе гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве или исключенным из него, гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы либо в период прохождения военных сборов, в период пребывания в добровольческих формированиях, по основаниям, установленным статьями 8, 9, 12.1 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих"), подсудны военным судам.
Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.";
е) дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Судам следует иметь в виду, что применение дисциплинарного ареста в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 231-ФЗ "Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции", может быть оспорено в военном суде.";
3) в пункте 2:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. При принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, в том числе граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве или исключенные из него, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях или исключенные из добровольческих формирований, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве административных ответчиков (ответчиков) - органы военного управления и воинские должностные лица, а также военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, в том числе граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве или исключенные из него, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях или исключенные из добровольческих формирований, и лица, уволенные с военной службы (например, по основаниям, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих").";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Военнослужащими являются граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее также - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, иностранные граждане и лица без гражданства, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.";
в) в абзаце третьем слова "в организациях, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, определяемых Президентом Российской Федерации" заменить словами "в международных организациях, организациях, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования"; второе предложение после слов "утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237" дополнить словами "(далее - Положение о порядке прохождения военной службы)";
г) абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами пятым и шестым;
д) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Гражданами, пребывающими в добровольческих формированиях, являются граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации) в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон "Об обороне").";
е) абзац пятый после слов "иной федеральный орган исполнительной власти" дополнить словами "(федеральный государственный орган)";
4) в пункте 3:
а) абзац третий после слов "иностранных граждан" дополнить словами ", лиц без гражданства";
б) абзац шестой считать абзацем седьмым и изложить его в следующей редакции:
"На граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона "Об обороне" статус военнослужащего распространяется только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";
в) дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"В силу положений статьи 22.1 Федерального закона "Об обороне" граждане Российской Федерации приобретают статус участника добровольческого формирования со дня заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации) между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации), а днем окончания пребывания в добровольческом формировании считается день исключения гражданина Российской Федерации из добровольческого формирования по одному из оснований, предусмотренных пунктами 7 - 9 данной статьи.";
5) пункт 4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Ветераны военной службы и ветераны боевых действий при обращении в суд за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, освобождаются от уплаты государственной пошлины с учетом положений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ.";
6) в пункте 5:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Военная служба, прохождение военных сборов, пребывание в добровольческих формированиях предполагают осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, в том числе гражданами, пребывающими в мобилизационном людском резерве, и гражданами, пребывающими в добровольческих формированиях, общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми.";
б) в абзаце третьем слова "военнослужащих непосредственно" заменить словами "указанных лиц";
в) в абзаце четвертом слова "искового производства" заменить словами "гражданского судопроизводства";
7) в пункте 7:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"При этом необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, порядок пребывания на военных сборах, в том числе призыв на военные сборы и их окончание, порядок пребывания в мобилизационном людском резерве и исключения из него, порядок пребывания в добровольческих формированиях (заключение контракта о пребывании в добровольческом формировании, исключение из добровольческого формирования), порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности военнослужащих, граждан, пребывающих на военных сборах, в том числе граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы (прохождения военных сборов, пребывания в добровольческих формированиях), регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), определяющими порядок прохождения военной службы, порядок пребывания в добровольческих формированиях, а также правовой статус указанных лиц.";
б) в абзаце третьем слова ", если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей и др." исключить;
в) абзац четвертый исключить;
8) в пункте 8:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"8. В соответствии со статьей 4 ТК РФ работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе, не входит в понятие принудительного труда.";
б) абзац второй после слов "воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока," дополнить словами "определяемого командиром (начальником) воинской части на основании закона с учетом мнения лица, заключающего контракт,";
9) абзац второй пункта 9 исключить;
10) абзац первый пункта 11 изложить в следующей редакции:
"11. Исходя из положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" судам необходимо учитывать, что военнослужащий, заключая контракт, добровольно принимает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать военную службу после истечения срока, предусмотренного в контракте, в случаях, указанных в законе (например, при объявлении мобилизации (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").";
11) в абзаце первом пункта 12 слова "иметь место" заменить словом "применяться";
12) в абзаце первом пункта 15 слова "женщины-военнослужащие" заменить словами "военнослужащие женского пола";
13) абзац третий пункта 17 изложить в следующей редакции:
"При подготовке к судебному разбирательству дел по заявлениям военнослужащих об оспаривании размера и состава выплачиваемого денежного довольствия, иных выплат суд должен выяснять, какой орган на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств должен выступать в суде от имени органа военного управления или воинского должностного лица (например, финансово-экономические органы (службы) Министерства обороны Российской Федерации и др.), и надлежащим образом извещать его о времени и месте судебного заседания.";
14) абзац первый пункта 18 после слов "федерального органа исполнительной власти" дополнить словами "(федерального государственного органа)";
15) в пункте 19 слова "(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60)," исключить;
16) в пункте 21:
а) в абзаце первом слова "статей 219 - 221, 234" заменить словами "статей 219, 220, 234";
б) абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами пятым и шестым;
в) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Перенос времени отдыха военнослужащего на следующий календарный год допускается в отношении как основного (дополнительного) отпуска, так и дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха.";
17) абзац третий пункта 24 изложить в следующей редакции:
"В случае когда один из работающих родителей (опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 2 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы для ухода за детьми-инвалидами таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.";
18) в пункте 25:
а) абзац первый после слов "нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти" дополнить словами "(федеральных государственных органов)";
б) абзац третий исключить;
19) абзац второй пункта 27 после слов "с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти" дополнить словами "(федерального государственного органа)";
20) в пункте 28:
а) абзацы первый, второй, третий и четвертый считать соответственно абзацами вторым, третьим, четвертым и пятым;
б) дополнить абзацем первым следующего содержания:
"28. В соответствии с пунктом 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, в том числе имеющим трех и более детей либо одного и более ребенка-инвалида, проживающих совместно с военнослужащими-гражданами и гражданами, уволенными с военной службы. При этом судам следует иметь в виду, что право на внеочередное обеспечение жильем военнослужащих, имеющих трех и более детей, которые проживают совместно с ними, законодательством не поставлено в зависимость от достижения детьми возраста 18 лет.";
21) в пункте 31:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"31. Исходя из положений частей 8 и 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, а также в случае гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации.";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Разрешая споры, связанные с предоставлением социальных гарантий и компенсаций членам семей указанных лиц, судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и иных нормативных правовых актов, устанавливающих случаи, когда военнослужащий (гражданин, пребывающий в добровольческом формировании) не считается исполняющим обязанности военной службы (обязанности по контракту о пребывании в добровольческом формировании).";
22) пункт 32 исключить;
23) в пункте 33:
а) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Согласно названной норме военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.";
б) в абзаце четвертом слово "каникулярного" заменить словами "летнего каникулярного";
24) пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. При рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в том числе пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, к материальной ответственности, судам следует учитывать, что основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы (обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании), определяются федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и "О материальной ответственности военнослужащих".
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет (двух окладов по воинской должности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, одного оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и одного оклада по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы), производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен в соответствующем военном суде.
Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну ежемесячную надбавку за выслугу лет (два оклада по воинской должности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, один оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и один оклад по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы), решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником). В случае причинения ущерба командиром воинской части, уволенным с военной службы, иск о возмещении ущерба предъявляется командиром воинской части, которой причинен ущерб.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.
Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник), а в соответствующих случаях вышестоящие в порядке подчиненности органы военного управления и воинские должностные лица узнали или должны были узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим (день составления рапорта, акта проверки, справки, служебного донесения и т.п.).
Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности приостанавливается и (или) прерывается по основаниям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Командиры (начальники), не принявшие необходимых мер по возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, привлекаются к материальной ответственности в течение одного года со дня истечения срока привлечения к материальной ответственности указанных лиц, рассчитанного по правилам, предусмотренным абзацами первым - пятым пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".";
25) абзац второй пункта 36 изложить в следующей редакции:
"При этом согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности составляет один год со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.";
26) пункт 39 изложить в следующей редакции:
"39. При увольнении военнослужащих с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.
При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "г", "д", "е.1", "е.2", "к" и "л" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.
При этом судам следует учитывать, что, если увольнение с военной службы производится по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска, право выбора иного основания для увольнения с военной службы не предоставляется, при условии что отказ в допуске или прекращение допуска к государственной тайне связаны со следующими обстоятельствами: с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении; наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления; прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений; уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных; нарушением военнослужащим требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне; включением военнослужащего в реестр иностранных агентов либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; вынесением Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) ее территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска военнослужащего к государственной тайне.";
27) абзац второй пункта 40 после слов "воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти" дополнить словами "(федерального государственного органа)";
28) в пункте 43:
а) абзац первый после слов "Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнить словами "и другими федеральными законами";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", необходимо учитывать, что оно применяется не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности военнослужащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.";
в) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"В тех случаях, когда к военнослужащему не может быть применено взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, к гражданину, осужденному к лишению свободы, призванному на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившему в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации), уполномоченное воинское должностное лицо вправе применить иное дисциплинарное взыскание с учетом тяжести коррупционного правонарушения, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей.";
29) в пункте 44:
а) абзац первый после слов "условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти" дополнить словами "(федерального государственного органа)";
б) абзац второй после слов "условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти" дополнить словами "(федерального государственного органа)";
в) абзац третий после слов "федерального органа исполнительной власти" дополнить словами "(федерального государственного органа)";
30) абзац второй пункта 45 после слов "военно-врачебной комиссией" дополнить словом "такого"; после слов "в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти" дополнить словами "(федеральными государственными органами)";
31) дополнить пунктом 46(1) следующего содержания:
"46(1). Судам следует учитывать, что при досрочном увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка, необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства, имеющие значение для возможности надлежащей реализации родительских прав и обязанностей военнослужащим, а также интересы самих детей, реализация прав которых напрямую связана с возможностью их родителей осуществлять за ними надлежащий уход, потребность в котором обусловлена возрастом ребенка - до 18 лет (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им образовательной организации, в том числе дошкольной, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и другие заслуживающие внимания обстоятельства).
Разрешая споры об увольнении с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
При объявлении частичной или полной мобилизации военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".";
32) абзац четвертый пункта 48 исключить;
33) абзац третий пункта 51 после слов "а федеральные органы исполнительной власти" дополнить словами "(федеральные государственные органы)".
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
И.В.КРАСНОВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.К.ЗАТЕЛЕПИН