ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.10.2025 N АКПИ25-591 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 18 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2025 г. N АКПИ25-591
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кузьмичева С.И.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е. о признании недействующим пункта 18 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее также - Положение). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 10 января 2000 г., N 2, в "Российской газете" 13 января 2000 г., N 8.
Согласно пункту 18 Положения военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 18 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит статьям 11, 12, 13 и 14 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", нарушает его право на образование в связи с достижением им возраста восемнадцати лет в период обучения в школе и возможностью призыва на военную службу до получения основного общего образования. По мнению административного истца, пункт 18 Положения выходит за пределы понятия подготовки к военной службе и фактически регулирует призыв на военную службу, содержит правовую неопределенность, так как позволяет призывным комиссиям делать вывод о получении обязательной подготовки гражданина к военной службе в объеме, предусмотренном данным пунктом.
В обоснование заявленного требования Е. указывает, что в период призыва граждан на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, осуществлявшегося с 1 апреля 2025 г., в отношении его была проведена военно-врачебная экспертиза, установлена категория годности Б-3, выдана повестка на прохождение призывной комиссии на 26 июня 2025 г., несмотря на то, что он являлся учеником 9 класса общеобразовательной школы, предполагаемая дата окончания обучения - 31 августа 2025 г.
Министерство обороны Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Положение издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца А. поддержала заявленное административное требование.
Представители Правительства Российской Федерации Н. и С. возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., представителя административного истца А., возражения представителей Правительства Российской Федерации Н. и С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти на момент принятия оспариваемого акта определялись Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", который закреплял, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23).
В настоящее время аналогичные положения содержатся в статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", как следует из его преамбулы, регулируются отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также регламентируется поступление на военную службу и прохождение военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами.
Согласно пункту 2 статьи 11 поименованного федерального закона обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации утвердило Положение.
Процедура издания, введения в действие и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Следовательно, Положение издано Правительством Российской Федерации в рамках возложенных на него федеральным законодателем полномочий. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны (статья 12 указанного федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание является самостоятельной составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, не связанной с подготовкой по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
В связи с изложенным проведение военно-патриотического воспитания в том числе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования, не выходит за пределы полномочий Правительства Российской Федерации при определении порядка обязательной подготовки граждан к военной службе.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно статье 14 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых этим федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан (пункт 1). Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и участвующих в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву (пункт 2). Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств (пункт 3).
Пункт 18 Положения, закрепляя круг субъектов и места проведения военно-патриотического воспитания граждан как составной части подготовки к военной службе, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями, не устанавливает нормы о призыве на военную службу, не содержит ограничений относительно отсрочки от прохождения военной службы. В данном случае обязательность заключается в установлении учебной программы в образовательных организациях по военной подготовке, а у обучающихся возникает право на получение такой подготовки.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования (часть 3 статьи 5 поименованного закона).
Частью 5 статьи 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Таким образом, законодателем четко определен срок получения основного общего и среднего общего образования, а обязательность получения названного образования установлена до достижения восемнадцатилетнего возраста, в том числе лицами, не освоившими программу основного общего и среднего общего образования. После достижения восемнадцатилетнего возраста получение такого образования остается правом лица, но не является обязательным, не порождает право на отсрочку от военной службы по призыву.
В свою очередь, после исполнения воинской обязанности административный истец не лишен права получить основное общее и среднее общее образование.
Нормативного правового акта большей юридической силы, устанавливающего отличное от оспариваемого предписания правового регулирования, не имеется.
Оспариваемое нормативное положение не нарушает прав административного истца в указанных им аспектах, соответствует требованию правовой определенности, по своему содержанию не допускает неоднозначного толкования, а основанные на нем правоприменительные решения и действия призывной комиссии, с которыми административный истец, как следует из его административного искового заявления, не согласен, могут быть оспорены в общем порядке.
С учетом того, что пункт 18 Положения не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Е. о признании недействующим пункта 18 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ