ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.04.2025 N АКПИ25-31 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании сноски 6 перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2025 г. N АКПИ25-31
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. об оспаривании сноски 6 перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 (далее также - Постановление N 1291) утвержден перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее также - Перечень). Нормативный правовой акт 31 декабря 2013 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 13 января 2014 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.
Перечень действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2024 г. N 1255 и от 27 декабря 2024 г. N 1930.
Перечень приведен в виде таблицы, отображающей в первом столбце виды и категории транспортных средств, во втором - коэффициент расчета суммы утилизационного сбора и год, на дату которого применяется коэффициент расчета утилизационного сбора. Второй столбец разделен на столбцы по годам начиная с 2024 по 2030 год, каждый из которых в свою очередь делится на столбцы с указанием на новые транспортные средства и на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
Перечень состоит из шести разделов: I - транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории; II - транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2 и N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий; III - специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2 и N3, в том числе повышенной проходимости категории G; IV - транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2 и M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий; V - шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2 и M3; VI - прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории O4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории.
К Перечню приведено 10 сносок.
Согласно сноске 6 Перечня для целей раздела I Перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия (абзац первый): транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), приведенном в приложении N 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования (абзац второй); транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора (абзац третий); соблюдено одно из следующих условий (абзац четвертый): в отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). При этом для транспортного средства, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза (далее также - Союз) принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев (абзац пятый); в отношении транспортного средства документы, определяющие право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, оформлены до 29 октября 2023 г. (включительно) и в отношении такого транспортного средства оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) до 21 декабря 2023 г. (включительно) (при условии подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора до 1 января 2025 г.) (абзац шестой); транспортное средство произведено на территории Российской Федерации и находилось на государственном регистрационном учете в государствах - членах Евразийского экономического союза не менее 12 месяцев (абзац седьмой); транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его подразделениями на территории Российской Федерации (абзац восьмой); транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (абзац девятый); транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (абзац десятый).
Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию или производства в Российской Федерации и которые не были зарегистрированы в государствах - членах Евразийского экономического союза, определяется в зависимости от категории таких транспортных средств с применением коэффициентов, предусмотренных пунктом 4 раздела I Перечня (абзац одиннадцатый сноски 6 Перечня).
С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими абзацы третий, пятый и шестой сноски 6 Перечня, полагая, что они вводят дополнительные административные ограничения, не имеющие связи с реальной экологической нагрузкой автомобиля и физическими характеристиками транспортного средства, относящие ввозимое физическими лицами транспортное средство к транспортным средствам, предназначенным для личного пользования, что противоречит статье 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно которой утилизационный сбор напрямую связан исключительно с техническими характеристиками транспортных средств, которые влияют на потенциальные затраты при их утилизации после окончания эксплуатации.
В обоснование своего требования административный истец указала, что на территории Республики Казахстан в г. Астане ею был приобретен в собственность автомобиль, выпущенный в свободное обращение на единой таможенной территории Союза с уплатой таможенных пошлин и налогов в общем порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС. Таможенным органом со ссылкой на оспариваемые нормы ей было отказано в списании утилизационного сбора в размере 5200 руб. и в размере 528 800 руб. с указанием на то, что он должен быть проведен в соответствии с пунктом 5 Правил.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службе (поручение от 10 марта 2025 г. N ДГ-П9-7937). Административный ответчик в письменных возражениях на административный иск указал, что постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения соответствуют актам большей юридической силы и прав административного истца не нарушают.
Административный истец и его представитель, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации К., П. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., обсудив доводы административного истца, заслушав пояснения представителей административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На день принятия Постановления N 1291 аналогичные полномочия были закреплены в статье 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон N 89-ФЗ.
Статьей 24.1 данного закона к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и установление порядка взимания утилизационного сбора (в том числе порядка его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеров утилизационного сбора и порядка осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации (пункты 2, 4).
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 1291 утвердило Правила и Перечень.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Постановления N 1291 соблюдены.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N АКПИ21-1116, от 9 июля 2024 г. N АКПИ24-415, от 5 ноября 2024 г. N АКПИ24-756.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).
Плательщиками утилизационного сбора для целей названной статьи приведенного закона признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 этой статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 названной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о Союзе) в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных этим договором.
В то же время государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы в том числе для охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 29 Договора о Союзе).
Главой 37 ТК ЕАЭС урегулированы особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
В статье 255, расположенной в названной главе ТК ЕАЭС, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком, определяются как товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза перевозчиком по договору международной перевозки (транспортной экспедиции), подтверждаемому транспортными (перевозочными) документами, в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза.
Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования в силу пункта 4 статьи 256 названного кодекса осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
В пункте 5 Правил Правительство Российской Федерации привело формулу, по которой исчисляется сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в отношении колесного транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущенного таможенными органами на территории Союза по ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Союза.
При этом данная формула не подлежит применению в случае, если таможенное декларирование транспортного средства осуществлялось в порядке, предусмотренном главой 37 ТК ЕАЭС, регулирующей особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования, а также в случае, если таможенное декларирование транспортного средства в государстве - члене Союза не осуществлялось.
Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств категории M1 установлены разделом I Перечня. В отношении транспортных средств соответствующей категории законодателем предусмотрена возможность применения льготных коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.
ТК ЕАЭС в подпункте 50 пункта 1 статьи 2 транспортное средство для личного пользования определяет как категорию товаров для личного пользования, включающую в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В целях корректного исчисления подлежащей уплате суммы утилизационного сбора сноской 6 Перечня определены условия, при соблюдении которых транспортное средство рассматривается в качестве транспортного средства, ввозимого для личного пользования.
Приведенные в абзацах третьем, пятом и шестом сноски 6 Перечня условия: о регистрации транспортного средства в течение 12 месяцев на плательщика утилизационного сбора; об уплате таможенных пошлин, налогов по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС, в отношении транспортного средства, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, и с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации прошло не менее 12 месяцев; об оформлении в отношении транспортного средства документов, определяющих право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, до 29 октября 2023 г. (включительно) и оформлении в отношении такого транспортного средства свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) до 21 декабря 2023 г. (включительно) (при условии подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора до 1 января 2025 г.), в полной мере согласуются с приведенными нормами Федерального закона N 89-ФЗ, ТК ЕАЭС и Договора о Союзе.
Вопреки утверждениям административного истца, установленное Правительством Российской Федерации правовое регулирование направлено на создание равных условий для физических и юридических лиц, ввозящих в Российскую Федерацию транспортные средства, растаможенные в государствах - членах Союза, и тех, кто проходит эту процедуру в Российской Федерации с уплатой всех необходимых налогов и сборов, поскольку недоплаченные вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза, налоги и сборы учитываются по приведенной в пункте 5 Правил формуле в составе утилизационного сбора.
При этом утилизационный сбор является не налоговым обязательным платежом, поступающим в федеральный бюджет, а установлен федеральным законом, которым непосредственно определены плательщики и объект обложения и иные существенные элементы сбора.
Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы для целей исчисления размера утилизационного сбора устанавливал иной порядок отнесения транспортных средств к транспортным средствам, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, отсутствует.
Какой-либо неопределенности оспариваемые нормы не содержат.
Доводы административного истца, по сути, сводятся к несогласию с действиями таможенных органов, связанными с правильностью исчисления суммы утилизационного сбора за ввезенное ею транспортное средство, обоснованность которых не может быть предметом проверки по настоящему административному делу, так же как и определения, в каких целях ввозилось транспортное средство.
Принимая во внимание, что абзацы третий, пятый и шестой сноски 6 Перечня не противоречат каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С. об оспаривании сноски 6 перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ