ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.08.2020 N АКПИ20-327 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2020 г. N АКПИ20-327
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Кириллова В.С.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании частично недействующим пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Постановление) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 15 июля 2002 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 28, 17 июля 2002 г. в "Российской газете", N 129.
Согласно абзацу третьему во взаимосвязи с абзацем первым пункта 3 Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим положение абзаца третьего пункта 3 Правил в той мере, в какой оно исключает возможность суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда и периодов работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте (подпункт 5 пункта 2 Правил), а также периодов работы в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подпункт 7 пункта 2 Правил), поскольку указанные периоды могут быть учтены только при назначении досрочной трудовой пенсии по старости (мужчинам по достижении возраста 55 лет) в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), т.е. при наличии требуемой продолжительности полного стажа - не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин, ссылаясь на то, что оспариваемое положение ограничивает его право на досрочное пенсионное обеспечение и противоречит части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), наделившей Правительство Российской Федерации полномочиями утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, но не предоставившей право вносить изменения в закон и устанавливать необоснованные различия в условиях приобретения права на досрочное получение пенсии лицами, принадлежащими к одной и той же категории.
В обоснование своего требования административный истец указал, что решением территориального органа Пенсионного фонда России ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с недостаточностью специального стажа в 12 лет 6 месяцев, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку его специальный стаж работы составил 11 лет 2 месяца 28 дней. Данное решение он обжаловал суд, который со ссылкой в решении на оспариваемое положение Правил отказал в удовлетворении его требований.
В судебном заседании представитель административного истца Е.В. поддержал административное исковое заявление.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) (поручение от 7 июля 2020 г. N ТГ-П12-7323).
В письменных возражениях на административный иск Правительство Российской Федерации указало, что Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему федеральным законодателем полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие. Оспариваемый в части пункт 3 Правил не противоречит положениям действующего законодательства и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, доводы которого основаны на неправильном толковании и применении норм пенсионного законодательства.
Представитель Правительства Российской Федерации Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления данного закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.
С 1 января 2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены частью 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку в силу частей 1 и 3 статьи 36 названного закона со дня его вступления в силу (то есть с 1 января 2015 г.) Федеральный закон N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
При этом в указанных положениях федеральных законов определена длительность специального трудового стажа, при котором возникает право на назначение трудовой пенсии ранее установленного пенсионного возраста, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и критерии отнесения к такому трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, а с 1 января 2015 г. - частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение федеральных законов издает акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением утвердило Правила, которое в установленном порядке опубликовано.
Действующим пенсионным законодательством досрочное назначение пенсий при неполном стаже (при наличии не менее половины требуемого стажа) предусмотрено только в отношении лиц, которым пенсия устанавливается в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ на основании Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктами 5 (работа в качестве рабочих локомотивных бригад) и 7 (работа непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве) части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, досрочные пенсии назначаются при выработке полного требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин.
Аналогичные нормы предусматривались и ранее действовавшим пенсионным законодательством (статья 27 Федерального закона N 173-ФЗ, статья 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
На основании части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ, применяются Правила.
Согласно пункту 2 Правил при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
В частности, абзац третий пункта 3 Правил допускает суммирование периодов работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2 Правил) с периодами работ в качестве рабочих локомотивных бригад и с периодами работ непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (соответственно подпункты 5 и 7 пункта 2 Правил), если в результате такого прибавления стаж составит не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин.
В отношении лиц, имеющих периоды работ, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, применимы положения абзацев шестого и восьмого пункта 3 Правил, согласно которым к периодам работ в качестве рабочих локомотивных бригад прибавляются периоды работ непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве и, наоборот, к периодам работ непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве прибавляются работы в качестве рабочих локомотивных бригад. При этом законодательство (пункты 5 и 7 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, ранее - подпункты 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ) предусматривает реализацию права таких лиц на досрочное пенсионное обеспечение при наличии полного требуемого соответствующего стажа.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ, и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца на пенсионное обеспечение.
Довод административного истца о незаконности пункта 3 Правил в оспариваемой части основан на неправильном толковании и применении норм пенсионного законодательства и сводится к оспариванию судебных постановлений, принятых по его требованию об отмене решения пенсионного органа.
Принимая во внимание, что утвержденные Постановлением Правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании частично недействующим пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
В.С.КИРИЛЛОВ