ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2019 г. N АКПИ19-132
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Борисовой Л.В.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" о признании частично недействующими пунктов 26.1, 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК - 1") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 26.1, 28 приложения N 2 к Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье
8, части 6 статьи
155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье
544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона
от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 8 статьи 12, частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона
от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 г. N 2256-О, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 10 июля 2018 г. N 30-П, и нарушают его экономические интересы, поскольку оно не имеет возможности получить плату за фактически поставленный в многоквартирный дом ресурс, израсходованный исполнителями коммунальных услуг на нужды оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также повлиять на величину расходования тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Как указывает административный истец, ПАО "ТГК - 1" является ресурсоснабжающей организацией - единой теплоснабжающей организацией в пределах ряда зон теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга, поставляющей тепловую энергию и теплоноситель, в том числе организациям - исполнителям коммунальных услуг. Система теплоснабжения, посредством которой ПАО "ТГК - 1" осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя, является открытой и в большинстве случаев двухтрубной. В данный момент времени существуют вступившие в силу решения суда, которыми отказано в удовлетворении требований ПАО "ТГК - 1" к ООО "ЖСК N 1 Центрального района", ООО "ЖСК N 2 Кировского района" о взыскании задолженности в части разницы между количеством тепловой энергии, израсходованной на нужды коммунальной услуги по горячему водоснабжению, зафиксированной общедомовыми приборами учета, и количеством тепловой энергии на подогрев горячего водоснабжения, определенным по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В суде представители административного истца ПАО "ТГК - 1" И., М. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что оспариваемые нормы нарушают экономические интересы ПАО "ТГК - 1", поскольку лишают его возможности получить плату за фактически поставленный в многоквартирные дома ресурс (тепловую энергию), израсходованную исполнителями коммунальных услуг на нужды оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом ПАО "ТГК - 1" не имеет возможности повлиять на величину расходования тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, так как регулирование содержания тепловой энергии в составе горячей воды с целью обеспечения качества горячего водоснабжения (обеспечения соответствия температуры горячей воды в местах водоразбора нормативным требованиям) осуществляется на инженерно-техническом оборудовании внутри здания (внутридомовом оборудовании многоквартирного дома). Вместе с тем административный истец обязан нести расходы по обеспечению поставки тепловой энергии в адрес исполнителей коммунальных услуг в количестве и с качеством, позволяющим обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (в том числе теплоноситель с температурой, позволяющей обеспечить нагрузку на цели отопления).
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 марта 2019 г. N КЧ-П9-1788).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации П., О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ПАО "ТГК - 1" И., М., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 23 февраля 2019 г. N 184).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Приложение N 2 к Правилам определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2015 г. N 129 данное приложение дополнено разделом VII (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2016 г. N 1498), которым определяется расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире или нежилом помещении на общедомовые нужды, случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, и разделом VIII, которым определяется расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 26.1 приложения N 2 к Правилам в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом помещении определяется по формуле 23.1: