ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2018 г. N АКПИ17-943
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания" о признании недействующими абзаца второго пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, формул 23, 24 пунктов 26, 27 приложения N 2 к данным Правилам,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания" (далее - ООО "Энергосбытовая компания") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 44 Правил, формул 23, 24 пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку устанавливают иные способы расчета размера платы за коммунальную услугу, определяя порядок расчета с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии.
Как указывает административный истец, ООО "Энергосбытовая компания" осуществляет деятельность по распределению пара и горячей воды (тепловой энергии). В соответствии с частью 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу будут использоваться данные показаний приборов учета, а также установленный в соответствии с действующим законодательством тариф. В случае применения оспариваемых формул Правил при расчете размера платы за коммунальную услугу будут применяться ставка норматива потребления и тариф, что фактически приведет к превышению затрат над доходами, возникающими в связи с поставкой тепловой энергии. Данные действия могут привести к финансовым потерям ресурсоснабжающей организации, в том числе к банкротству. Кроме того, пункт 44 Правил закрепляет возможность принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. То есть фактически устанавливаются основания для выбора способа осуществления расчета размера платы за коммунальную услугу, в то время как частью 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации конкретно определен порядок такого расчета.
В обоснование заявленных требований административный истец также ссылается на положения статьи 19 Федерального закона
от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и статьи 13 Федерального закона
от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми отдается приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В суде представитель административного истца ООО "Энергосбытовая компания" адвокат Сотников А.Е. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат также части 1 статьи
541 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 2 ноября 2017 г. N СП-П9-7346).
Представители Правительства Российской Федерации О., Ц. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "Энергосбытовая компания" адвоката Сотникова А.Е., Правительства Российской Федерации О., Ц., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 2017 г. N 1091.
Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Приложение N 2 к Правилам определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2015 г. N 129 данное приложение дополнено разделом VII (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2016 г. N 1498), которым определяется расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире или нежилом помещении на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23: