ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.02.2025 N АКПИ24-1045 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2025 г. N АКПИ24-1045
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кириллова В.С.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Златоустовского городского округа о признании недействующим абзаца второго пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (далее также - Постановление) утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее также - Правила).
Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (пункт 1).
Согласно абзацу второму пункта 44 Правил, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Администрация Златоустовского городского округа обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 44 Правил, ссылаясь на его несоответствие статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей обязанность каждого участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей по общему имуществу, а также в расходах и издержках по его содержанию и сохранению.
Требование мотивировано тем, что муниципальному образованию Златоустовский городской округ принадлежат помещения в нежилом здании с единственным тепловым вводом. Абзац второй пункта 44 Правил применен арбитражными судами при рассмотрении дела по иску теплоснабжающей организации к Комитету по управлению имуществом Златоустовского городского округа, осуществлявшему полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в отношении всего здания.
Административный истец полагает, что оспариваемое положение Правил нарушает его права и законные интересы, вынуждая нести расходы за потребленную тепловую энергию не только в отношении помещений, находящихся в муниципальной собственности, но и в отношении помещений в том же здании, принадлежащих другим организациям и гражданам.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 26 декабря 2024 г. N ДГ-П51-46276), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, в оспариваемой части соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Администрация Златоустовского городского округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила, письменно заявила о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации К. поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы административного истца, заслушав возражения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на дату принятия им Постановления содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 15 указанного федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного федерального закона утверждение правил организации теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 утверждены Правила.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 августа 2012 г., N 34, ст. 4734.
Абзац второй пункта 44 Правил действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", размещенного 30 декабря 2016 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru).
Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N АКПИ14-517, от 28 октября 2015 г. N АКПИ15-1019, от 20 мая 2019 г. N АКПИ19-203, от 10 марта 2021 г. N АКПИ21-13, от 16 февраля 2022 г. N АКПИ21-1053.
Статьей 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1). Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (пункт 1 части 2).
Правила организации теплоснабжения в силу пункта 6 части 10 статьи 15 Закона о теплоснабжении должны содержать в том числе порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими.
Пункт 44 Правил, определяя порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими, в абзаце втором устанавливал, что в случае, если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое положение, устанавливая процедуру заключения договора теплоснабжения в случае наличия единственного теплового ввода в нежилом здании, определяет в качестве стороны договора теплоснабжения владельца нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод. При этом права и обязанности указанного лица и иных владельцев нежилых помещений в здании, в том числе вопрос об оплате поставленной тепловой энергии, определяются по соглашению между владельцами помещений.
Положению статьи 249 ГК РФ, согласно которому каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей по общему имуществу, а также в расходах и издержках по его содержанию и сохранению, абзац второй пункта 44 Правил не противоречит.
В случае наличия единственного теплового ввода в нежилом здании заключение теплоснабжающей организацией отдельного договора теплоснабжения с собственником помещения, в котором отсутствует такой ввод, не представляется допустимым по причине отсутствия возможности учета фактически принятого абонентом количества энергии, в том числе применительно к его обязанности по участию в расходах по содержанию мест общего пользования в здании.
Доводы административного истца об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемая норма Правил нарушает его права и законные интересы, вынуждая нести расходы за потребленную тепловую энергию по отоплению помещений, находящихся в собственности других лиц, так как эта норма определяет порядок предоставления услуги по теплоснабжению с учетом баланса прав и законных интересов всех собственников нежилых помещений в нежилом здании, не содержит какой-либо неопределенности, не устанавливает дополнительных обременений владельца нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, и призвано обеспечить использование общего имущества в интересах всех его собственников.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании недействующим абзаца второго пункта 44 Правил обусловлено несогласием с вынесенными судебными постановлениями, что не свидетельствует о несоответствии указанного положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, или о его правовой неопределенности, а проверка законности и обоснованности таких постановлений не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу.
Федеральный закон или иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, иным образом определяющие порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, имеющем один тепловой ввод, принадлежат двум и более лицам или используются ими, отсутствуют.
Правила изданы уполномоченным органом в установленном порядке и в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части не допускают произвольного толкования и соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Администрации Златоустовского городского округа о признании недействующим абзаца второго пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
В.С.КИРИЛЛОВ