ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2025 г. N АКПИ25-221
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.И.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. об оспаривании абзаца первого пункта 50 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2022 г. N 2330,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2022 г. N 2330 (далее также - Постановление) утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее также - Правила).
Нормативный правовой акт 19 декабря 2022 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 26 декабря 2022 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 50 Правил установлено, что доходы, определенные в подпунктах "з" - "м" пункта 47 Правил, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "к" пункта 31 Правил, в котором доход в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитывается в полном объеме, полученном в течение налогового периода).
В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании приведенного положения Правил не действующим в той части, в которой оно из общего правила учета доходов, определенных в подпунктах "з" - "м" пункта 47 Правил, как одной двенадцатой суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженной на количество месяцев, вошедших в расчетный период, устанавливает исключение - случай, предусмотренный подпунктом "к" пункта 31 Правил, в котором доход в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитывается в полном объеме, полученном в течение налогового периода, ссылаясь на его несоответствие статьям 3, 9 Федерального закона
от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ). Полагает, что в силу указанных норм этого федерального закона право на пособие возникает исходя из размера среднедушевого дохода семьи, определяемого с учетом наличия в том числе дохода в виде процентов по вкладам. Также считает, что данные нормы наделяют Правительство Российской Федерации правом устанавливать только порядок и условия назначения и выплаты пособия, а также виды доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода, то есть процедурные вопросы.
В обоснование своего требования административный истец указала, что является получателем ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, оспариваемая норма применена судом при рассмотрении конкретного гражданского дела по ее исковому заявлению к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 6 мая 2025 г. N ТГ-П45-16150), просившему в письменных возражениях на административный иск отказать в удовлетворении заявленного требования, указавшему, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, утвержденные им Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов административного истца, не создают угрозы их нарушения на будущее время.
В. и ее представитель письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Е.Ю. поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., обсудив доводы административного истца, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона
от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, устанавливает Федеральный закон N 81-ФЗ.
Частью второй статьи 3 данного закона установлено, что порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной названным федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением утвердило Правила. Процедура издания, введения в действие и опубликования Постановления соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации
от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден, что ранее также установлено вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации
от 28 ноября 2023 г. N АКПИ23-903 и
от 4 февраля 2025 г. N АКПИ24-950.
Статьей 9 Федерального закона N 81-ФЗ закреплено, что право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой данной статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия (часть четвертая).
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов, движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (часть пятая статьи 9 Федерального закона N 81-ФЗ).
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (часть шестая статьи 9 Федерального закона N 81-ФЗ).
В пункте 47 Правил приведены виды доходов, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Подпунктами "з" - "м" названного пункта к таким доходам отнесены: дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации (подпункт "з"); доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (подпункт "и"); доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от занятия частной практикой (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, документы (сведения) о которых заявитель или члены его семьи вправе представить) (подпункт "к"); доходы от реализации имущества, учитываемые в размере налоговой базы по доходам от продажи имущества и (или) доли (долей) в нем, а также от сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества (подпункт "л"); доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам (подпункт "м").
В пункте 31 Правил приведены основания для отказа в назначении ежемесячного пособия. Подпунктом "к" данного пункта к такому основанию отнесено наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (за исключением случая, когда вклад (счет), по которому такой доход был получен, закрыт не позднее чем за 6 месяцев до месяца обращения за назначением ежемесячного пособия).
Из приведенных положений следует, что наличие у заявителя и членов его семьи дохода, предусмотренного подпунктом "к" пункта 31 Правил, является самостоятельным основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия, данная норма применяется независимо от порядка исчисления среднедушевого дохода, определенного пунктами 47 и 50 Правил.
Содержащееся в абзаце первом пункта 50 Правил предписание, введенное постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 февраля 2024 г. N 107 в пределах предоставленных ему дискреционных полномочий, вопреки утверждениям административного истца, не устанавливает нового правового регулирования, а закрепляет уже установленный подпунктом "к" пункта 31 Правил порядок.
Оспариваемая норма не противоречит статьям 3 и 9 Федерального закона N 81-ФЗ, а в полной мере им корреспондирует, поскольку в случае, если размер дохода в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте проживания заявителя, в связи с чем не будет являться основанием для отказа в назначении единого пособия, то такой доход подлежит учету при расчете среднедушевого дохода семьи в соответствии с пунктом 50 Правил как одна двенадцатая суммы доходов, полученных в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
При этом если размер дохода в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках превышает величину прожиточного минимума, это не исключает его из расчета среднедушевого дохода, а является основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия.
Доводы административного истца о несоответствии абзаца первого пункта 50 Правил положениям
Налогового кодекса Российской Федерации основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, по-иному регулирующего порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, которому бы противоречило введенное постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 февраля 2024 г. N 107 исключение, не имеется.
Вопреки доводам административного истца оспариваемая норма не устанавливает каких-либо иных правил, отличных от закрепленных в Федеральном законе N 81-ФЗ, по своему содержанию не допускает неоднозначного толкования и какой-либо правовой неопределенности в части ее применения не содержит, так как из положений пунктов 47 - 49 Правил в их взаимной связи следует, что доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (подпункт "и" пункта 47 Правил) применительно к подпункту "к" пункта 31 Правил учитываются за двенадцать календарных месяцев, что соответствует налоговому периоду.
Принимая во внимание, что пункт 50 Правил в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления В. об оспаривании абзаца первого пункта 50 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2022 г. N 2330, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ