ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.09.2025 N АКПИ25-603 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложений 1 и 2 к Положению о Сочинском национальном парке, утв. приказом Минприроды России от 27.09.2013 N 411"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2025 г. N АКПИ25-603
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ангел" о признании частично недействующими приложений 1 и 2 к Положению о Сочинском национальном парке, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 411,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Приказ, Минприроды России) от 27 сентября 2013 г. N 411 утверждено Положение о Сочинском национальном парке (далее также - Положение).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 8 октября 2013 г., регистрационный номер 30124, опубликован в "Российской газете" 11 октября 2013 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 октября 2013 г., N 41, действует в редакции приказа Минприроды России от 11 мая 2021 г. N 317.
Приложение 1 к Положению содержит состав и описание границ функциональных зон Сочинского национального парка.
В приложении 2 к Положению приведена карта-схема функционального зонирования территории Сочинского национального парка.
Общество с ограниченной ответственностью "Ангел" (далее также - ООО "Ангел", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приложений 1 и 2 к Положению в части отнесения территории выделов 11 и 12 квартала 81 Лазаревского участкового лесничества, занимаемой предоставленным ему земельным участком с кадастровым номером 23:49:0503002:348, к особо охраняемой зоне.
Административный истец ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 12, 13 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
По мнению Общества, приведенные в Положении состав и описание границ функциональных зон являются недостоверными, противоречащими целям и задачам национального парка, нарушают его права, ограничивая возможность использования арендуемого им земельного участка, создавая угрозу прекращения договора аренды.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что согласно заключенному ООО "Ангел" договору аренды от 5 октября 2000 г. арендуемый им земельный участок с кадастровым номером 23:49:0503002:348 был расположен в квартале 83, выдел 23, Лазаревского участкового лесничества, предоставлен для проектирования, строительства и эксплуатации пункта питания и входил в рекреационную зону. После проведенного в 2016 году лесоустройства территории Сочинского национального парка изменилась нумерация кварталов и выделов Лазаревского участкового лесничества, в результате чего арендуемый Обществом земельный участок оказался расположенным в квартале 81, выделы 11, 12, 20, Лазаревского участкового лесничества без изменения его фактического местоположения, площади и конфигурации. Между тем выделы 11 и 12 квартала 81 Лазаревского участкового лесничества отнесены к особо охраняемой зоне. В 2023 году федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Ангел" о расторжении договора аренды, указав в качестве основания заявленных требований вхождение части арендуемого земельного участка в состав особо охраняемой функциональной зоны.
В письменных возражениях Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации указало, что нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных Минприроды России полномочий, с соблюдением порядка его принятия, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях выразило позицию, что нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленного порядка.
В судебном заседании представитель административного истца Д.Н.С. поддержал заявленные требования.
Представитель Минприроды России Н. не признала административный иск.
Заинтересованное лицо Минюст России письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца Д.Н.В., возражения представителя Минприроды России Н., обсудив письменные объяснения Минюста России, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения регулируются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 названного федерального закона положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Пунктом 6 статьи 12 указанного федерального закона в редакции, действовавшей на день издания Приказа, предусматривалось, что положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно перечню особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р, Сочинский национальный парк, Краснодарский край, отнесен к ведению Минприроды России (пункт 127).
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, действовавшим на день издания Приказа, было предусмотрено, что Минприроды России, являясь федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий, самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.35).
Аналогичные полномочия Минприроды России предусмотрены действующим в настоящее время Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.69).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят Минприроды России в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования, что не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 12, 13 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" закреплено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Пунктом 1 статьи 12 указанного федерального закона определено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.
Сочинский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 5 мая 1983 г. N 214 "О создании Сочинского государственного природного национального парка" (пункт 2 Положения).
Статья 13 приведенного федерального закона содержит перечень задач, которые возлагаются на национальные парки.
Пунктом 1 статьи 15 названного федерального закона предусмотрено, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускается ее посещение в целях туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности;
г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, а также осуществление рекреационной деятельности;
е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 поименованного федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривая зонирование территории национального парка и предназначение функциональных зон, конкретных требований к составу зон, их площади, нумерации кварталов, к установлению и отображению их графического местоположения не содержит.
Пунктом 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769, закреплено, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
В силу пункта 2 ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Следовательно, функциональное зонирование Сочинского национального парка отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в пределах своих дискреционных полномочий определило режим особой охраны национального парка, состав и описание функциональных зон этого парка, указав их в приложении 1 и в карте-схеме функционального зонирования территории национального парка - в приложении 2 к Положению.
Отнесение территории выделов 11 и 12 квартала 81 Лазаревского участкового лесничества к особо охраняемой зоне не противоречит приведенным выше законоположениям, отвечает задачам национального парка, изложенным в статье 13 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", и предназначению особо охраняемой зоны.
Доводы административного истца о необходимости установления предподчительной функциональной зоны в конкретных выделах квартала лесничества не основаны на нормах законодательства, не подтверждаются доказательствами.
Утверждение административного истца о том, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта нарушаются его права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из справки, выданной федеральным государственным бюджетным учреждением "Сочинский национальный парк", от 26 марта 2018 г. N 01-13/656, следует, что после проведенного в 2016 году лесоустройства территории Сочинского национального парка изменилась нумерация кварталов и выделов в Лазаревском участковом лесничестве, в результате чего арендуемый ООО "Ангел" земельный участок площадью 0,67 га с кадастровым номером 23:49:0503002:348, ранее расположенный в квартале 83, выдел 23, Лазаревского участкового лесничества, располагается в квартале 81, выделы 11 (0,025 га), 12 (0,4078 га), 20 (0,2372 га), Лазаревского участкового лесничества, его фактическое месторасположение, площадь и конфигурация не изменились.
Между тем при исследовании судом карты-схемы, являющейся приложением 2 к Положению, и этой карты-схемы с отображением местоположения земельного участка, переданного в аренду административному истцу, установлено, что данный земельный участок полностью расположен в границах рекреационной зоны Сочинского национального парка.
На основании пункта 6 Положения границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
Изменение функционального зонирования территории национального парка может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в Положение (пункт 12 Положения).
Таким образом, само по себе изменение нумерации кварталов лесничеств национального парка при проведении лесоустройства не является изменением функционального зонирования национального парка, поскольку такое изменение возможно только при утверждении положения о национальном парке либо внесении в него изменений.
Фактически доводы административного истца сводятся к несогласию с результатами лесоустроительных работ, проведенных после утверждения оспариваемого акта, и не могут служить основанием для удовлетворения административного искового заявления, поскольку разрешение данного вопроса не входит в предмет проверки суда по делу об оспаривании нормативного правового акта.
С учетом того, что приложения 1 и 2 к Положению в оспариваемой административным истцом части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Ангел" о признании частично недействующими приложений 1 и 2 к Положению о Сочинском национальном парке, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 411, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ