ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2019 г. N АКПИ19-260
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Б. о признании недействующими пунктов 3(1), 3(7) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 23 февраля 2019 г. N 184),
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Во исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации
от 10 июля 2018 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" и
от 20 декабря 2018 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т." постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. N 1708 внесены изменения в приложение N 2 к Правилам, пункт 3(1) изложен в новой редакции и оно дополнено пунктом 3(7).
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 февраля 2019 г. N 184 в Правила внесены изменения, в частности абзац восьмой пункта 3(7) приложения N 2 к Правилам изложен в новой редакции.
Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3(1), 3(7) приложения N 2 к Правилам (в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 23 февраля 2019 г. N 184), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи
37, части 2 статьи
39, части 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи
544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 4, 5 статьи 79 Федерального конституционного закона
от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", части 2 статьи 13 Федерального закона
от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктам 2, 5, 7 части 1 статьи 3, пунктам 2, 3 части 2, части 4 статьи 4.2, пунктам 4, 10 части 1 статьи 7 Федерального закона
от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положениям постановлений Конституционного Суда Российской Федерации
от 10 июля 2018 г. N 30-П и
от 20 декабря 2018 г. N 46-П, нарушают принципы определенности и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса (коммунальной услуги) и взимаемой за него платы. Как указывает административный истец, он является единственным жильцом многоквартирного дома, который оборудовал свою квартиру индивидуальными приборами учета тепловой энергии. В его квартире на все приборы отопления установлены электронные устройства для вычисления тепловой энергии TECHEM FHKV data III. В соответствии со свидетельством об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A N 63458, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 20 сентября 2016 г. - устройства электронные для вычисления тепловой энергии TECHEM FHKV data III внесены в реестр средств измерения под N 65036-16. В соответствии с приложением к указанному свидетельству их применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления. Кроме этого, он предпринял другие меры, направленные на энергосбережение. Показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии в его квартире за декабрь 2018 г. составили 0,28 гигакалории. Применив эти показания и данные, имеющиеся в его квитанции, в формулах, содержащихся в оспариваемых пунктах, установил, что платеж составил больше, чем он платил бы без применения показаний индивидуальных приборов учета.
В суде административный истец Б. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что в квитанции платеж за отопление составляет 1809,79 руб., что является стоимостью 1,036 гигакалории. При этом теплопотребление его жилого помещения, определенное по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии, в этой сумме составляет лишь 0,28 гигакалории, умноженные на 1745,86 руб., что равняется 488,84 руб. и составляет 27 процентов от суммы платежа. Данное соотношение имеет место и для всех остальных квартир - из 196,02 гигакалорий общего теплопотребления всего дома только 52,28 гигакалорий являются суммой индивидуального теплопотребления всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, что составляет 26,67 процентов, а 143,74 гигакалорий - траты на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, при применении оспариваемых норм траты на содержание общего имущества многоквартирного дома составляют 73,33 процента от общего потребления, что противоречит соотношению с площадью общих помещений многоквартирного дома, которая в доме, где он проживает, составляет 996 кв. м, т.е. 8,7 процента от общей площади всего жилого дома. Такое соотношение является необъективным и несправедливым, Правительство Российской Федерации формально выполнило требование постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 10 июля 2018 г. N 30-П.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 22 апреля 2019 г. N КЧ-П9-3268).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации П., О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Б., представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации П., О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи
157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2019 г. N 637).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Приложение N 2 к Правилам определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 3(1) приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1)