ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.08.2025 N АКПИ25-388 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения о присуждении ученых степеней, утв. постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 N 842"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2025 г. N АКПИ25-388
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Николаевой О.В.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф. о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 утверждено Положение о присуждении ученых степеней (далее также - Положение). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 октября 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 7 октября 2013 г., N 40 (часть III).
Согласно абзацу третьему пункта 15 Положения диссертация на соискание ученой степени доктора наук, а также диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, подготовленная при освоении программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения и представленная к защите в период освоения такой программы или в течение одного года после ее освоения по научным специальностям, определяемым Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Комиссия), могут быть оформлены в виде научного доклада. Диссертация в виде научного доклада представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем ученой степени исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов.
Данная норма действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2023 г. N 1786, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 октября 2023 г., опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 30 октября 2023 г., N 44.
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения в той части, в какой закрепляемые им нормативные предписания предполагают ограничение права на соискание ученой степени кандидата наук посредством защиты кандидатских диссертаций в виде научного доклада для соискателей ученых степеней, которые подготовили такие диссертации при освоении программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по заочной форме обучения; представили их к защите позднее одного года после ее освоения; подготовили такие диссертации при освоении указанных программ по научным специальностям, не входящим в отдельно утверждаемый Комиссией перечень научных специальностей.
С учетом письменных объяснений истца его мнение заключается в том, что оспариваемая норма противоречит статье 3, пунктам 1, 2, 2.1, 6 статьи 4, пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ограничивает его право на подготовку и защиту диссертации в любой из возможных ее форм, которое вытекает из закона и им гарантировано. Считает, что законодателем определен круг лиц, которые могут быть соискателями ученой степени кандидата наук. При этом возможность стать соискателем ученой степени кандидата наук по определенной специальности не ставится в зависимость от того, как именно оформлена представляемая к защите диссертация - в обычном виде или в виде научного доклада, а также не устанавливает временных рамок для защиты диссертации. Между тем, установив в пункте 15 Положения дополнительные требования к лицам, претендующим на присвоение ученой степени кандидата наук, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, нарушив запрет дискриминации и принцип законности.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Положение издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
В судебном заседании административный истец Ф. поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Российской Федерации А. возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., объяснения административного истца Ф., возражения представителя Правительства Российской Федерации А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти на момент принятия оспариваемого акта определялись Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", который закреплял, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23).
В настоящее время аналогичные положения содержатся в статье 5, пункте 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно пункту 2.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей.
Положение утверждено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N АКПИ14-115 и от 16 марта 2016 г. N АКПИ15-1527.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2023 г. N 1786 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1786) в пункте 15 Положения внесены изменения, устанавливающие возможность защиты диссертации в виде научного доклада в дополнение к праву на представление к защите диссертации в виде рукописи.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Положения и Постановления N 1786 соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Доводы административного истца о том, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, установив в оспариваемом пункте Положения дополнительные требования к лицам, претендующим на присвоение ученой степени кандидата наук, лишены правовых оснований.
Проект Постановления N 1786 разработан Минобрнауки России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2023 г. N 3838-П8-ДЧ, а также в целях обеспечения совершенствования государственной системы научной аттестации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение требований пунктов 3, 4, 5 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных названным выше постановлением, разработчик 28 июля 2023 г. разместил на официальном сайте regulation.gov.ru уведомление о начале разработки проекта Постановления N 1786, изложив в паспорте этого проекта информацию, относящуюся к его разработке, в том числе данные о проведении общественного обсуждения, которое состоялось в период с 28 июля по 12 августа 2023 г. Предложения о внесении изменений в указанный проект в ходе общественного обсуждения в установленный срок не поступили.
В соответствии с требованиями пункта 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проект оспариваемого в части постановления был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в период с 28 июля по 4 августа 2023 г. Экспертные заключения от независимых экспертов в установленный срок не поступили.
По заключению антикоррупционной экспертизы проекта Постановления N 1786 от 11 сентября 2023 г. N 14/108043-ВВ, проведенной Министерством юстиции Российской Федерации, в проекте Постановления N 1786 коррупциогенные факторы не выявлены, замечания учтены частично.
На основании пункта 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, проект Постановления N 1786 согласован без замечаний с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным архивным агентством, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Таким образом, Постановление N 1786 разработано и издано в соответствии с требованиями, устанавливающими порядок разработки нормативных правовых актов.
Довод административного истца о противоречии оспариваемого предписания нормативного правового акта статье 3, пунктам 1, 2, 2.1, 6 статьи 4, пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулирует Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации (абзац второй пункта 1 статьи 4 указанного закона).
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации на соискание соответствующей ученой степени.
Порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике").
Федеральный законодатель делегировал Правительству Российской Федерации право разработки и утверждения порядка присуждения ученых степеней, не определив при этом критерии присуждения ученых степеней, порядок (процедуру) принятия такого решения, тем самым передав решение этого вопроса на усмотрение Правительству Российской Федерации.
Положение в разделе II регламентирует критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, а в разделе III - порядок представления и защиты диссертаций.
Абзац третий пункта 15 Положения устанавливает для соискателей ученной степени кандидата наук возможность представления диссертационных работ, подготовленных в рамках освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения и представленных к защите в период освоения такой программы или в течение одного года после ее освоения по научным специальностям, определяемым Комиссией, в виде научного доклада.
Указанный период представления диссертации в виде доклада соотносится с требованиями пункта 54 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2122, в силу которого сопровождение аспиранта (адъюнкта), успешно прошедшего итоговую аттестацию по программе аспирантуры (адъюнктуры), осуществляется в течение срока, составляющего не более 1 календарного года после завершения освоения программы аспирантуры (адъюнктуры).
Согласно пункту 13 поименованного положения освоение программ аспирантуры (адъюнктуры) в организациях осуществляется по общему правилу в очной форме, за исключением обозначенных в пункте 38 данного положения организаций, осуществляющих подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Оспариваемое нормативное правовое регулирование позволяет обеспечить по отдельным научным специальностям сокращение избыточных процедур и сроков выхода на защиту диссертации рассматриваемой категории соискателей, имеющих высокие показатели публикационной активности, по сравнению с существующей практикой оформления диссертации в форме рукописи.
Содержание пункта 15 Положения в оспариваемой части не выходит за пределы дискреционных полномочий Правительства Российской Федерации.
Установление дополнительной возможности защиты кандидатской диссертации в виде научного доклада преследует конституционно значимые цели, вытекающие из пункта "в(1)" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, регламентирующего полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала.
Защита диссертации в виде научного доклада сама по себе не может рассматриваться как дискриминация и нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такая форма защиты не заменяет возможность защиты диссертации в виде полноценной самостоятельной рукописи и является дополнением к ней.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства (постановления от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 5 апреля 2007 г. N 5-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П и др.).
Довод административного истца о том, что абзац третий пункта 15 Положения нарушает принципы равенства граждан и свободного использования своих способностей нельзя признать правильным, поскольку этот довод ни на чем не основан. Все граждане, пожелавшие стать соискателями ученой степени, в равной степени могут использовать предусмотренные Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" условия для защиты диссертации и получения ученой степени.
Оспариваемое предписание изложено понятным и доступным образом, отвечает критериям правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при его применении, а потому не может расцениваться как нарушающее права административного истца.
Доводы административного истца, по существу, сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике" либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права административного истца в указанных им аспектах, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ф. о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
О.В.НИКОЛАЕВА