ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.10.2024 N АКПИ24-697 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании абзаца второго пункта 7, пункта 8 Постановления Правительства РФ от 21.09.2023 N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза""

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2024 г. N АКПИ24-697
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст" об оспаривании абзаца второго пункта 7, пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза",
установил:
21 сентября 2023 г. Правительством Российской Федерации издано постановление N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (далее также - Постановление). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 сентября 2023 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 сентября 2023 г., N 39, ст. 7046.
Согласно абзацу второму пункта 7 Постановления ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, Союз), установленные пунктом 1 Постановления распространяются на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза с 1 октября 2023 г., в том числе помещенные до 1 октября 2023 г. под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, включая товары, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 и 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - Таможенный кодекс ЕАЭС, ТК ЕАЭС), или с особенностями, установленными законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, за исключением товаров, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС до 1 октября 2023 г.
Пунктом 8 Постановления установлено, что таможенные декларации на товары, в соответствии с которыми осуществлялось таможенное декларирование товаров, указанных в пункте 1 Постановления, в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими их вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС, предполагающими применение ставки вывозной таможенной пошлины, если она установлена, в том числе с применением особенностей таможенного декларирования, установленных статьями 115 и 116 Таможенного кодекса ЕАЭС, в случае, если по ним до 1 октября 2023 г. не осуществлен фактический вывоз либо принятие товаров к перевозке открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" или не оформлено поручение на отгрузку морским судном для таможенных целей, считаются неподанными.
Пунктом 12 Постановления предусмотрено, что данное постановление вступает в силу с 1 октября 2023 г. и действует до 31 декабря 2024 г. включительно, за исключением абзаца второго пункта 6 этого постановления, абзаца седьмого пункта 1, абзаца седьмого пункта 2 и абзаца седьмого пункта 3 изменений, утвержденных Постановлением, вступающих в силу со дня официального опубликования названного постановления.
Общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее также - ООО "Траст", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 7, пункта 8 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 57 Конституции Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 289-ФЗ), а также пункту 1 статьи 6 и пункту 1 статьи 53 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В обоснование административного иска Общество указало, что на основании оспариваемых положений Постановления в результате вывоза товара после 1 октября 2023 г. (даты вступления Постановления в силу) за пределы Российской Федерации и таможенной территории Евразийского экономического союза (в Республику Узбекистан) таможенным органом Обществу была начислена вывозная таможенная пошлина исходя из нового размера и направлено соответствующее уведомление о признании товаров незаконно перемещенными за пределы таможенной территории ЕАЭС и об уплате начисленной вывозной таможенной пошлины, тогда как Общество подало таможенные декларации на товар до указанной даты (30 сентября 2023 г.).
Министерство финансов Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Траст" С. поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Российской Федерации Ш. возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Траст" С., возражения представителя Правительства Российской Федерации Ш., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Согласно статье 18 указанного федерального конституционного закона Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по осуществлению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации регулирования экономических процессов (подпункт 1); по обеспечению единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (подпункт 2), а также осуществляет общее руководство таможенным делом в Российской Федерации (подпункт 9).
Статьей 25 названного федерального закона закреплены в числе прочих полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению регулирования и государственного контроля в области внешнеэкономической деятельности (подпункт 6).
В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 5 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного дела.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе") ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, Постановление издано Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Постановления частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ, пункту 1 статьи 6 и пункту 1 статьи 53 ТК ЕАЭС являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 5 статьи 1 ТК ЕАЭС закреплено, что таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или этим федеральным законом установлен специальный порядок вступления их в силу.
Частью 25 статьи 392 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что специальный порядок вступления в силу иных правовых актов в сфере таможенного регулирования помимо случаев, указанных в пункте 1 части 3 статьи 6 данного федерального закона, до 31 декабря 2024 г. включительно может устанавливаться федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
На основании приведенных законоположений Правительство Российской Федерации в пункте 12 Постановления установило, что Постановление вступает в силу с 1 октября 2023 г.
К таможенным платежам в числе прочих отнесена вывозная таможенная пошлина (подпункт 2 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов (пункт 3 статьи 53 ТК ЕАЭС).
В соответствии с абзацем первым пунктом 2 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено этим кодексом, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Согласно положениям подпункта 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 56 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при вывозе товаров с таможенной территории Союза.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 4 статьи 56 ТК ЕАЭС).
Помещение товаров под таможенную процедуру до вступления в силу Постановления не препятствует вывозу товаров после 1 октября 2023 г., однако при этом с учетом новых ставок таможенных пошлин, введенных Правительством Российской Федерации в действие с указанной даты с соблюдением процедуры, установленной законом, правомерно возлагает на декларантов, вывозящих товары, названные в пункте 1 Постановления, через таможенную границу ЕАЭС после 1 октября 2023 г., обязанность по уплате таможенных пошлин именно в связи с фактическим вывозом товаров после поименованной даты. Такие ставки таможенных пошлин установлены Правительством Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона N 289-ФЗ, в случаях, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, таможенная декларация для таможенных целей считается неподанной.
Правительство Российской Федерации при признании таможенных деклараций неподанными исходило из нереализации декларантами поданных ими до 1 октября 2023 г. таможенных деклараций, таможенные пошлины по которым исчислялись по ставкам до указанной даты, связывая такое признание с фактическим вывозом товаров за границу таможенной территории ЕАЭС после введения новых размеров ставок таможенных пошлин.
Оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие изменение ставки вывозных таможенных пошлин, соответствуют законодательству о таможенном регулировании и таможенном деле и не нарушают права административного истца на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Довод административного истца о неконституционности оспариваемых положений Постановления не может быть проверен Верховным Судом Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля, поскольку проверка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочиями по осуществлению такой проверки Верховный Суд Российской Федерации не наделен.
Оспариваемые предписания изложены понятным и доступным образом, отвечают критериям правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении, а потому не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.
Доводы административного истца, по существу, сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права административного истца в указанных им аспектах, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Траст" об оспаривании абзаца второго пункта 7, пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ