ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.08.2025 N АКПИ25-444 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов "е", "к" пункта 19 Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2025 г. N АКПИ25-444
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кириллова В.С.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" о признании недействующими подпунктов "е", "к" пункта 19 Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, подпунктов 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5, пунктов 6.2, 6.5 Типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229, подпункта "а" пункта 2 приложения N 1 (в части) и подпунктов 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5, пунктов 6.2, 6.5 приложения N 2 к данным правилам,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229 утверждены Правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (далее также - Правила) и типовая форма соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения (далее также соответственно - Типовая форма соглашения, Соглашение). Нормативный правовой акт 11 сентября 2024 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 16 сентября 2024 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 38.
Правила определяют требования к заключению, исполнению, изменению, расторжению, существенным условиям договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, предусмотренного пунктом 2 статьи 46.4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - договор о порядке использования, Договор).
Согласно пункту 19 Правил к существенным условиям договора о порядке использования относятся в том числе: право системообразующей территориальной сетевой организации без согласования с территориальной сетевой организацией и собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства производить любые улучшения (в том числе неотделимые) объектов электросетевого хозяйства, указанных в пункте 2 Правил (после перехода к такой организации прав владения и пользования этими объектами в целях их эксплуатации), при их капитальном ремонте, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении в целях соблюдения обязательных требований, реализации утвержденных в установленном порядке схем и программ перспективного развития электроэнергетики, инвестиционных программ, а также при исполнении обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения (подпункт "е"); порядок возмещения по требованию системообразующей территориальной сетевой организации стоимости неотделимых улучшений объектов электросетевого хозяйства, указанных в пункте 2 Правил (за исключением тех, которые в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Правилам производятся в качестве встречного предоставления за использование указанных объектов электросетевого хозяйства), при прекращении действия или расторжении в одностороннем порядке договора о порядке использования в случаях, предусмотренных абзацами четвертым и шестым подпункта "и" названного пункта (подпункт "к").
Приложение N 1 к Правилам содержит правила определения и внесения платы по договору о порядке ликвидации, подпунктом "а" пункта 2 которого предусмотрено, что плата по договору о порядке использования после передачи прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства системообразующей территориальной сетевой организации определяется и вносится в следующем порядке: цена обязательств по договору о порядке использования составляет сумму, обеспечивающую возмещение собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, являющемуся стороной договора о порядке использования, затрат: на уплату налога на имущество в отношении указанных объектов; на исполнение обязательств по уплате земельного налога на земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации указанных объектов; на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией самостоятельно.
В приложение N 2 к Правилам приведена типовая форма договора о порядке использования.
В соответствии с пунктом 3.5 приложения N 2 к Правилам, пунктом 3.5 Типовой формы соглашения системообразующая территориальная сетевая организация вправе: иметь круглосуточный доступ к объектам для их эксплуатации и осуществления иной деятельности в соответствии с условиями Договора и Соглашения (подпункт 3.5.1); требовать возмещения убытков, возникших в связи с предоставлением владельцем объектов недостоверной информации о правах и иных сведений об объектах, которые подлежат представлению в соответствии с Договором и Соглашением (подпункт 3.5.2); без согласования с владельцем объектов и их собственником производить любые улучшения (в том числе неотделимые) объектов при их капитальном ремонте, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении в целях соблюдения обязательных требований и (или) реализации утвержденных в установленном порядке схем и программ перспективного развития электроэнергетики, инвестиционной программы, а также при исполнении обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения (подпункт 3.5.3); осуществлять без согласования с владельцем объектов технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам (при этом объекты электросетевого хозяйства, появившиеся в результате нового строительства и реконструкции, являются собственностью системообразующей территориальной сетевой организации) (подпункт 3.5.4); осуществлять без согласования с владельцем объектов технологическое присоединение (в том числе в связи с увеличением мощности) объектов к объектам иной сетевой организации (подпункт 3.5.5); после передачи ей прав владения и пользования объектами осуществлять установление или изменение охранных зон объектов (в том числе после их реконструкции), а также производить согласование осуществления в таких зонах деятельности и (или) размещения зданий, сооружений в порядке и случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами (подпункт 3.5.6); осуществлять без согласования с владельцем объектов переустройство объектов в целях изменения их местоположения в интересах третьих лиц и за их счет (подпункт 3.5.7); без согласования с владельцем объектов размещать волоконно-оптические линии связи и иное оборудование связи на объектах (подпункт 3.5.8).
Реконструкция, модернизация, техническое перевооружение объектов осуществляются системообразующей территориальной сетевой организацией без согласования с владельцем объектов в целях соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, и (или) реализации утвержденных в установленном порядке схем и программ перспективного развития электроэнергетики, инвестиционной программы системообразующей территориальной сетевой организации, а также при исполнении обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам. Необходимые работы при этом проводятся в соответствии с обязательными требованиями, установленными нормативными правовыми актами, а также стандартами системообразующей территориальной сетевой организации (пункт 6.2 приложения N 2 к Правилам, пункт 6.2 Типовой формы соглашения).
В силу пункта 6.5 приложения N 2 к Правилам, пункта 6.5 Типовой формы соглашения расходы на неотделимые улучшения объектов (за исключением тех, которые в соответствии с пунктом 5.2 Договора и пунктом 5.2 Соглашения производятся в качестве встречного предоставления за использование объектов), произведенные системообразующей территориальной сетевой организацией при осуществлении в соответствии с названным разделом реконструкции, модернизации, технического перевооружения, подлежат возмещению владельцем объектов на основании требования указанной организации с приложением расчета понесенных ею расходов и обосновывающих документов в следующих случаях: возникновение оснований для прекращения действия Договора и Соглашения, предусмотренных пунктом 10.4 Договора и пунктом 10.2 Соглашения; получение от владельца объекта уведомления о расторжении Договора и Соглашения в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 10.6 Договора и пунктом 10.3 Соглашения.
Акционерное общество "Хабаровская горэлектросеть" (далее также - АО "Хабаровская горэлектросеть", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов "е", "к" пункта 19 Правил, подпунктов 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5, пунктов 6.2, 6.5 Типовой формы соглашения, подпункта "а" пункта 2 приложения N 1 (в части) и подпунктов 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5, пунктов 6.2, 6.5 приложения N 2 к Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют первому предложению абзаца третьего части 1 статьи 2, статье 209, пункту 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацам шестому и восьмому пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об электроэнергетике", нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности в части того, что объекты электросетевого хозяйства, появившееся в результате реконструкции, являются собственностью системообразующей территориальной сетевой организации, и в части, не предусматривающей возмещение владельцу объектов электросетевого хозяйства расходов на амортизацию, поскольку это приводит к заведомо убыточной деятельности, связанной с владением имуществом.
Как указывает административный истец, Общество является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность на территории Хабаровского края. Системообразующая территориальная сетевая организация в Хабаровском крае - акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК") 24 сентября 2024 г. направило в адрес АО "Хабаровская горэлектросеть" письмо N 04-01-08/7325 с проектом договора о порядке ликвидации. Пунктом 9.1 указанного проекта договора предусмотрено, что права владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими АО "Хабаровская горэлектросеть", передаются АО "ДРСК" на срок до 31 декабря 2029 г. По спору относительно редакции пункта 9.1 проекта договора Арбитражным судом Хабаровского края вынесено решение по делу N А73-756/2025 о его урегулировании в редакции, предложенной АО "ДРСК".
По мнению административного истца, в случае реализации системообразующей территориальной сетевой организацией мероприятий по увеличению трансформаторной мощности подстанции или пропускной способности линии электропередачи, принадлежащих территориальной сетевой организации, указанные трансформаторная подстанция и линия электропередачи будут принадлежать системообразующей территориальной сетевой организации, а территориальная сетевая организация утратит право собственности на данные объекты. При этом возмещение владельцем объектов электросетевого хозяйства системообразующей территориальной сетевой организации стоимости неотделимых улучшений объектов электросетевого хозяйства, которая возмещена ей потребителями услуг по передаче электрической энергии и заявителями при технологическом присоединении, в соответствии с пунктом 17, подпунктом 5 пункта 18, подпунктом 1 пункта 19 и пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, представляет собой возмещение одних и тех же расходов дважды: и потребителями, и владельцами объектов электросетевого хозяйства.
Также административный истец указывает на то, что возмещение расходов на амортизацию собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, являющемуся стороной договора о порядке использования, подпунктом "а" пункта 2 приложения N 1 к Правилам не предусмотрено. Владельцы объектов электросетевого хозяйства, включая АО "Хабаровская горэлектросеть", несут расходы в том числе в виде сумм начисленной амортизации, что предусмотрено подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2010 г. N 94н, предусмотрены расходы на амортизацию основных средств (счет 02). Невозмещение расходов на амортизацию владельцу объектов электросетевого хозяйства в составе платы по договору о порядке использования заведомо приводит к возникновению отрицательного финансового результата (убытка) у организации - получателя платы в связи с компенсацией не всех обязательных расходов.
Министерство энергетики Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" К. поддержала заявленное требование.
Представитель Правительства Российской Федерации Г. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., объяснения представителя административного истца акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" К., возражения представителя Правительства Российской Федерации Г., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливает Федеральный закон "Об электроэнергетике", который также определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).
Федеральным законом от 13 июля 2024 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) внесены изменения в часть 2 статьи 56 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации публичной власти), а также в Федеральный закон "Об электроэнергетике", вступившие в силу с 1 сентября 2024 г.
Этим же федеральным законом статья 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратила силу с 19 июня 2025 г. в связи с принятием Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) была дополнена частью 6, согласно которой органы местного самоуправления осуществляют передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии с частью 8 статьи 64 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, устанавливающей порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, органы местного самоуправления осуществляют передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Частью 2 статьи 56 Закона об общих принципах организации публичной власти в редакции Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное владение и (или) пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, в том числе в муниципальную собственность, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, подлежат передаче в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона N 185-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике отнесено утверждение правил заключения, исполнения, изменения, расторжения, существенных условий договора, указанного в пункте 2 статьи 46.4 данного федерального закона (включая порядок возмещения стоимости неотделимых улучшений переданных по договору объектов в случае его прекращения, порядок определения платы по договору, в том числе требования к определению состава и размера затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций), типовой формы такого договора, а также типовой формы соглашения, указанного в пункте 2 статьи 46.4 этого федерального закона.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 10 сентября 2024 г. приняло постановление N 1229, которым в том числе утвердило Правила и Типовую форму соглашения.
Порядок принятия и опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229, установленный Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", соблюден.
Следовательно, Правила и Типовая форма соглашения утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых предписаний нормативного правового акта нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об электроэнергетике" являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" системообразующая территориальная сетевая организация на территории субъекта Российской Федерации (за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также за исключением территорий, технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и обеспечивает: эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, а также ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на указанных объектах электросетевого хозяйства; эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, права владения и пользования которыми перешли к системообразующей территориальной сетевой организации в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 данной статьи; ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и принадлежат территориальным сетевым организациям.
В целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны обеспечивать доступ системообразующей территориальной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, в том числе в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Согласно названному выше пункту статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" в целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации заключается договор о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Заключение договора о порядке использования между системообразующей территориальной сетевой организацией и территориальной сетевой организацией, а также собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства) является обязательным, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что под системообразующей территориальной сетевой организацией понимается территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации, функционирующая в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающая надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте Российской Федерации, в порядке и способами, которые указаны в названном федеральном законе.
Правила, утверждаемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" должны предусматривать правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договоров о порядке ликвидации, в том числе существенные условия такого договора. Данный федеральный закон не конкретизирует процедуру заключения договора о порядке ликвидации.
Пунктом 14 Правил закреплено, что срок заключения договора о порядке использования - 31 октября текущего периода регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии. В случае, если до 31 октября текущего периода регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии договор о порядке использования не был составлен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами, разногласия, возникшие до заключения договора о порядке использования, подлежат урегулированию или передаче на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. До заключения договора о порядке использования на условиях, указанных в решении суда, отношения сторон регулируются Соглашением.
Пункт 19 Правил содержит существенные условия договора о порядке использования, который заключается в соответствии с типовой формой, приведенной в приложение N 2 к Правилам, где в подпунктах 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5 имеются корреспондирующие подпункту "е" пункта 19 Правил положения, предусматривающие, что определенные действия с объектами электросетевого хозяйства производятся без согласования с собственником. Это необходимо исключительно в тех ситуациях, когда это обусловлено потребностью системообразующей территориальной сетевой организации соблюдать императивные предписания, содержащиеся в законе или основанные на нем.
Договор о порядке использования призван обеспечить регулирование отношений по использованию электрических сетей и соответствующей инфраструктуры на случай непредвиденных ситуаций. Правительство Российской Федерации в пределах дискреционных полномочий конкретизировало порядок реализации установленных законом обязанностей системообразующей территориальной сетевой организацией в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по Договору.
Такое нормативное регулирование направлено на формирование в каждом субъекте Российской Федерации единого центра ответственности, отвечающего за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей, что должно создать, помимо прочего, основы по устранению рисков неготовности территориальных сетевых организаций к ликвидации последствий аварий и повысить надежность и качество электроснабжения потребителей в субъектах Российской Федерации.
В свою очередь, предусмотренная Федеральным законом "Об электроэнергетике" обязанность заключить Договор или Соглашение на условиях, обязывающих собственника воздержаться от реализации части правомочий, определенных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, представляет собой допустимое ограничение гражданских прав на основании пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 422 поименованного кодекса.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (пункт 3 статьи 212); право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1 статьи 218).
Исходя из положений абзаца восемнадцатого пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" к предмету договора об осуществлении технологического присоединения отнесено обеспечение сетевой организацией готовности объектов электросетевого хозяйства к такому присоединению, включая их проектирование, строительство, реконструкцию.
Таким образом, если системообразующая территориальная сетевая организация в целях технологического присоединения проводит реконструкцию существующих электрических сетей и при этом появляются новые объекты электросетевого хозяйства, такие объекты создаются системообразующей территориальной сетевой организацией для использования в ее основной деятельности.
Наличие в договоре о порядке ликвидации условий для приобретения права собственности на объекты электросетевого хозяйства, появившиеся при реконструкции, с точки зрения общих оснований приобретения указанного права, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, не является особенностью, предусмотренной в его статье 212.
Вопреки доводам административного истца подпункт 3.5.4 пункта 3.5 приложения N 2 к Правилам и подпункт 3.5.4 пункта 3.5 Типовой формы соглашения, предусматривающие, что объекты электросетевого хозяйства, появившиеся в результате реконструкции, являются собственностью системообразующей территориальной сетевой организации, основаны на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении права собственности и не противоречат статье 212 данного кодекса.
В силу пункта 6 статьи 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" экономически обоснованные расходы системообразующей территориальной сетевой организации, планируемые и (или) фактически понесенные в связи с исполнением обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 46.4 названного федерального закона, подлежат включению в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, за исключением расходов системообразующей территориальной сетевой организации, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, и расходов на ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, используемых территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии, которые должны возмещаться на основании договора, заключенного в соответствии с положениями указанной статьи.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" порядок регулирования указанных тарифов конкретизируется в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), согласно пункту 7 которых при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
Названный выше пункт Основ ценообразования закрепляет применяемый при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии механизм "сглаживания" роста тарифов.
Соответственно, если системообразующая территориальная сетевая организация на основании договора о порядке использования получит возмещение стоимости неотделимых улучшений от собственника объектов электросетевого хозяйства, а расходы на такие улучшения уже были включены в тарифы и фактически получены при их применении в расчетах за услуги, из тарифов впоследствии будут исключены средства в размере дополнительных доходов системообразующей территориальной сетевой организации.
Таким образом, условия договора о порядке использования о возмещении стоимости улучшений объектов электросетевого хозяйства, предусмотренные подпунктом "к" пункта 19 Правил, пунктом 6.5 Типовой формы соглашения, пунктом 6.2 приложения N 2 к Правилам, не ущемляют интересы потребителей электрической энергии и не противоречат общим принципам организации экономических отношений, в частности соблюдению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечению недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
Пунктом 3 статьи 46.4 Федерального закона "Об электроэнергетике" закреплено, что договор о порядке использования является возмездным. Цена, определяемая договором о порядке использования, составляет сумму, обеспечивающую возмещение собственнику или иному законному владельцу следующих затрат: на уплату налога на имущество в отношении переданных в пользование объектов электросетевого хозяйства; на исполнение обязательств по уплате земельного налога на земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации переданных во владение и в пользование объектов электросетевого хозяйства; на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией самостоятельно; системообразующей территориальной сетевой организации затрат на обеспечение выполнения работ по ликвидации на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства. Включение иных затрат в состав цены договора о порядке использования не допускается.
Ограниченный состав затрат, возмещение которых системообразующая территориальная сетевая организация должна обеспечивать, обусловлен тем, что в соответствии с договором о порядке использования бремя содержания объектов электросетевого хозяйства в соответствии с обязательными требованиями после передачи прав владения и пользования на них будет полностью нести системообразующая территориальная сетевая организация.
Пунктом 6.3 приложения N 2 к Правилам, пунктом 6.3 Типовой формы соглашения предусмотрена обязанность системообразующей территориальной сетевой организации уведомлять владельца объектов электросетевого хозяйства о выполненных работах по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов в течение 40 рабочих дней со дня их завершения.
Вопреки доводам административного истца условия договора о порядке использования не препятствуют переоценке собственником объектов электросетевого хозяйства, что позволяет исключить отрицательное влияние амортизационных начислений на показатели его финансовой деятельности.
Оспариваемые предписания изложены понятным и доступным образом, отвечают критериям правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении, а потому не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.
Доводы административного истца по существу сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат Федеральному закону "Об электроэнергетике" либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права административного истца в указанных им аспектах, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" о признании недействующими подпунктов "е", "к" пункта 19 Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, подпунктов 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5, пунктов 6.2, 6.5 Типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229, подпункта "а" пункта 2 приложения N 1 (в части) и подпунктов 3.5.3 - 3.5.8 пункта 3.5, пунктов 6.2, 6.5 приложения N 2 к данным правилам отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
В.С.КИРИЛЛОВ