ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.04.2025 N АКПИ25-84 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2025 г. N АКПИ25-84
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кириллова В.С.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ТГК-16" об оспаривании пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее также - Постановление) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила).
Пунктом 40 Правил, действующим в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92), установлено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Акционерное общество "ТГК-16" (далее также - Общество), являющееся ресурсоснабжающей организацией, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 40 Правил в той части, в которой он во взаимосвязи с абзацами третьим - пятым пункта 6, абзацем первым пункта 13, абзацем первым пункта 18 Правил по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, допускает возможность квалифицировать единую теплоснабжающую организацию в качестве исполнителя услуги по отоплению нежилых помещений и помещений общего пользования для собственников нежилых помещений в многоквартирных домах с индивидуальным тепловым пунктом, находящимся внутри дома и относящимся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющего расчет и начисление платы за данную коммунальную услугу, предоставленную собственникам нежилых помещений в отношении таких помещений и на общедомовые нужды, ссылаясь на несоответствие оспариваемой нормы статьям 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частям 6.2, 7 статьи 155, статьям 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 11 статьи 2, пунктам 5, 6 статьи 3, пунктам 8, 9 статьи 15, пунктам 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Нарушение оспариваемым положением своих прав и законных интересов административный истец связывает с возложением на него не предусмотренных законом и не вытекающих из актов, регулирующих субъектный состав правоотношений в области теплоснабжения, обязанностей по осуществлению расчета и начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды для собственников нежилых помещений, что влечет дополнительные расходы и причиняет прямые убытки.
В обоснование требования Общество указало, что осуществляет поставку тепловой энергии в расположенные в зоне его деятельности многоквартирные дома, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, а коммунальная услуга по отоплению предоставляется с использованием индивидуального теплового пункта, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, путем подогрева холодной воды. С управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, заключены договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с пунктом 31(1) Правил. В соответствии с требованиями абзаца третьего пункта 6 Правил с собственниками нежилых помещений заключены договоры ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии в нежилые помещения и осуществляется расчет и последующее начисление платы за отопление в нежилых помещениях по этим договорам. Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда на основании абзацев третьего - пятого пункта 5, абзаца первого пункта 13, абзаца первого пункта 18 и пункта 40 Правил на Общество возложена обязанность производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды для собственников нежилых помещений, в пользу управляющих организаций взысканы денежные средства в счет переплаты за поставленный теплоноситель.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 19 марта 2025 г. N ДГ-П16-9380), просившему в письменных возражениях на административный иск отказать в удовлетворении заявленного требования, указавшему, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, утвержденные им Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов административного истца, не создают угрозы их нарушения на будущее время.
Представители административного истца Г., М., Р. в судебном заседании поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации К. поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на дату принятия им Постановления содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью 4 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает с учетом положений части 9 данной статьи правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 ЖК РФ.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила.
Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 1 июня 2011 г. - в "Российской газете".
Постановлением N 92, размещенным 4 февраля 2022 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 7 февраля 2022 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, пункт 40 Правил изложен в новой редакции, действующей в настоящее время.
Таким образом, Правила и нормативный правовой акт, которым оспариваемый в части пункт Правил изложен в новой редакции, утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в отношении Правил - от 26 июля 2022 г. N АКПИ22-310, от 4 октября 2022 г. N АКПИ22-651, от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-25, от 25 апреля 2023 г. N АКПИ23-141, от 19 сентября 2023 г. N АКПИ23-599, от 5 декабря 2023 г. N АКПИ23-949, от 30 января 2024 г. N АКПИ23-1095, от 19 марта 2024 г. N АКПИ24-47, от 2 апреля 2024 г. N АКПИ24-32, от 3 декабря 2024 г. N АКПИ24-912, в отношении Постановления N 92 - от 3 октября 2023 г. N АКПИ24-582, от 23 апреля 2024 г. N АКПИ24-166.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 40 Правил предусмотрено внесение платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, - отдельное внесение платы потребителем за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Данное правовое регулирование не противоречит актам, обладающим большей юридической силой.
Статьей 249 ГК РФ закреплено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей по общему имуществу, а также в расходах и издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 данного кодекса.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги урегулирована статьей 154 ЖК РФ, по смыслу которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, а также для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4).
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, согласно части 5 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 40 Правил в полной мере корреспондирует приведенным нормам закона и, вопреки утверждениям административного истца, не регулирует отношения, определяющие порядок расчета платы за коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ, регулирующей внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (часть 6.2). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 данного кодекса (часть 7). Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 8).
Этой же статьей ЖК РФ в части 10 закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом утвержденного способа оплаты и наличия (отсутствия) установленных приборов учета тепловой энергии определен пунктами 42(1), 43 Правил.
Пунктом 42(1) Правил регулируется порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения и платы за тепловую энергию, потребляемую в нежилом помещении, в условиях единой системы теплоснабжения многоквартирного дома с соблюдением одинакового режима подачи тепловой энергии для отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и одинакового порядка отопления мест общего пользования в многоквартирном доме. Для определения размера такой платы применяются коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии, представляющий собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме, в соответствии с которым определяется общий объем тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом совокупно по всем тепловым вводам, а также индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установленные в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных норм плата за коммунальную услугу по отоплению производится без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление, при этом порядок расчета размера платы за отопление для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не различается.
Закон о теплоснабжении устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями (часть 1 статьи 1).
В силу статьи 15 поименованного закона, определяющей содержание и условия договора теплоснабжения, оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим федеральным законом (часть 9). Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать в том числе порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии (пункт 7 части 10).
Согласно абзацу второму пункта 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, положения пунктов 33 - 34 данных правил, регулирующих порядок расчетов по договору теплоснабжения, не распространяются на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.
Следовательно, Закон о теплоснабжении и утвержденные в соответствии с данным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации не устанавливают порядок расчета и начисления платы за коммунальные услуги, в том числе расходуемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме, поскольку такой порядок регулируется ЖК РФ и Правилами.
Вопреки доводам административного истца, из пункта 40 Правил, в том числе во взаимосвязи с абзацами третьим - пятым пункта 6, абзацем первым пункта 13, абзацем первым пункта 18 Правил, не следует обязанность теплоснабжающей организации выступать в качестве исполнителя услуги по отоплению нежилых помещений и помещений общего пользования для собственников нежилых помещений в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами, относящимися к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца.
Установление и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, рассматриваемого арбитражным судом, а также выбор с учетом этих обстоятельств подлежащих применению норм права, на что в своих требованиях ссылается административный истец, не относятся к компетенции Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела в порядке абстрактного нормоконтроля.
Принимая во внимание, что пункт 40 Правил в указанных административным истцом аспектах не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "ТГК-16" об оспаривании пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
В.С.КИРИЛЛОВ