ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 01.10.2014 N АКПИ14-953 "О признании частично недействующими подпункта 24 пункта 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утв. Приказом Минприроды России от 20.11.2013 N 534, и приложений 1, 3 к данному Положению"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. N АКПИ14-953
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании частично недействующими подпункта 24 пункта 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 534, и приложений 1, 3 к данному Положению,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 534 утверждено Положение о национальном парке "Югыд ва".
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2014 г., регистрационный номер 32235, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 25, 23 июня 2014 г., размещен на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: www.mnr.gov.ru.
Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими подпункта 24 пункта 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 534, и приложений 1, 3 к данному Положению.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
В суде представитель Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" К.М.Л. поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации И. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в пределах полномочий Минприроды России, исключение земельного участка, занятого месторождением "Чудное", из состава земель национального парка "Югыд ва" осуществлено с учетом социально-экономического развития региона, в соответствии с законодательством и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации в сфере охраны объекта природного наследия.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.М.В. пояснила в суде, что оспариваемые положения подпункта 24 пункта 9 нормативного правового акта противоречат подпункту "ж" пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Выслушав объяснения представителей ОМННО "Совет Гринпис" К.М.Л., Минприроды России И., Минюста России К.М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится (пункт 4 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в соответствии с которым Минприроды России, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, земельных отношений, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, наделено полномочиями по утверждению положений о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках (пункт 5.2.35). Следовательно, Положение о национальном парке "Югыд ва" утверждено в пределах полномочий Минприроды России.
Согласно подпункту 24 пункта 9 Положения о национальном парке "Югыд ва" на территории национального парка запрещается движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка и использованием транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка).
Оспариваемые положения нормативного правового акта, воспроизводя нормы подпункта "ж" пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", допускают возможность движения и стоянки транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест в случае использования транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка, что не соответствует требованиям федерального законодательства.
Устанавливая запрет на осуществление на территории национальных парков любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещает движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест (подпункт "ж" пункта 2 статьи 15).
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к каковым относятся и территории национальных парков, Земельным кодексом Российской Федерации запрещается движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог (подпункт 3 пункта 7 статьи 95).
Координаты поворотных точек границы национального парка "Югыд ва" приведены в приложении 1, а Карта - схема функционального зонирования территории национального парка "Югыд ва" дана в приложении 3 к Положению о национальном парке "Югыд ва".
По заявке Минприроды России в 2009 г. Росреестром были проведены землеустроительные и кадастровые работы с целью уточнения границ национального парка в действующей системе географических координат. По результатам проведенных работ площадь национального парка "Югыд ва" составила 1894133 га. Земельным участкам национального парка присвоены кадастровые номера 11:18:0000000:116; 11:17:0000000:72; 11:17:0201002:1011; 11:12:0401001:6.
В ходе уточнения границ национального парка "Югыд ва" приказом Минприроды от 20 ноября 2013 г. N 534 были утверждены координаты поворотных точек в районе месторождения "Чудное" (позиция "Координаты поворотных точек на территории МОГО "Инта" - "Чудное", приложение 1), которое не вошло в границы национального парка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 377 "О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России" на территории Республики Коми создан национальный парк "Югыд ва" общей площадью 1891701 гектар за счет земель лесного фонда Печорского лесхоза - 991544 гектара и Вуктыльского лесхоза - 900157 гектаров (пункт 1).
Площадь национального парка соответствовала площади ранее существовавшего государственного природного национального парка в Коми АССР. Национальный парк в Коми АССР был создан с соответствии с постановлением Совета Министров Коми АССР от 28 сентября 1990 г. N 200 "Об организации государственного природного национального парка в Коми АССР". Из перечня лесных кварталов и бассейнов рек, включенных в состав государственного природного национального парка Коми АССР, утвержденного названным постановлением Совета Министров Коми АССР от 28 сентября 1990 г. N 200, следует, что в состав государственного природного национального парка были переданы земли Печорского и Вуктыльского лесхозов, в том числе в лесхозе Печорский лесные кварталы, бассейны рек под N 143, 152, 153, 156, 163, 167 - 194. Участок N 184 (месторождение "Чудное") входил в перечень лесных кварталов, включенных в состав государственного природного национального парка Коми АССР.
В судебном заседании обозревалась карта-схема государственного природного национального парка Коми АССР, составленная институтом Союзгипролесхоз в 1991 г., функционального зонирования государственного природного национального парка Коми АССР площадью 1891701 га, из которой усматривается, что участок N 184 входил в перечень лесных кварталов, включенных в состав государственного природного национального парка Коми АССР.
После создания национального парка "Югыд ва" территория месторождения "Чудное", входящая в участок Алькес-Вож, также рассматривалась как часть национального парка. Так, согласно предписанию об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности от 10 августа 1998 г. N 05-21/36-9 Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды было установлено, что ОАО "Полярноуралгеология" совершило экологическое правонарушение, выразившееся в проведении геологоразведочных работ, в том числе буровых работ на участке Алькес-Вож на территории национального парка "Югыд ва".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 августа 2009 г. оставлено без изменения решение Интинского городского суда от 10 июля 2009 г. по делу по заявлению прокурора г. Инты о признании противоречащим закону и недействующим постановлений руководителя администрации МОГО "Инта" от 28 ноября 2008 г. N 11/3099§1 "О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя администрации МОГО "Инта", от 31 октября 2008 г. N 10/2754§1 "Об утверждении проекта границ земельного участка национального парка "Югыд ва" на территории МОГО "Инта". Судом было установлено, что в приложении N 1 к постановлению руководителя администрации МОГО "Инта" от 31 октября 2008 г. N 10/2754§1 "Об утверждении проекта границ земельного участка национального парка "Югыд ва" на территории МОГО "Инта" участок рудного поля "Чудное" располагается на территории национального парка "Югыд ва" (л.д. 82 - 83).
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" запрещает изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 12).
Национальные парки образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Доводы Минприроды России о том, что в результате уточнения границ национального парка участок "месторождение "Чудное" был признан вне границ национального парка "Югыд ва", а площадь национального парка увеличилась и составила 1894133 га, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Минприроды России не представило доказательств того, что территория, занятая месторождением "Чудное", ранее была учтена как самостоятельный объект недвижимости в составе национального парка.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регулируя кадастровые отношения, не содержит положений об изъятии земель особо охраняемых природных территорий по результатам кадастровой деятельности.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, участником которой является Российская Федерация, предусматривает, что государства - стороны данной Конвенции, по возможности, стремятся, к тому, чтобы обеспечить более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории (статья 5). Земельный участок, занятый месторождением "Чудное", включен в границы участка всемирного наследия "Девственные леса Коми". При номинировании объекта каких-либо оговорок об иных пользователях данным участком сделано не было.
Поскольку при подаче заявления в Верховный Суд Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей согласно платежному поручению от 21 июля 2014 г. N 598, то она подлежит взысканию с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" удовлетворить, признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда:
подпункт 24 пункта 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 534, в части установления допустимости использования транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка, вне дорог общего пользования;
приложение 1 "Координаты поворотных точек границы национального парка "Югыд ва" в части утверждения координат поворотных точек в районе месторождения "Чудное" (позиция "Координаты поворотных точек на территории МОГО "Инта" - "Чудное"); приложение 3 "Карта - схема функционального зонирования территории национального парка "Югыд ва" в части выделения на карте-схеме функционального зонирования национального парка "Югыд ва" месторождения "Чудное" как не входящего в территорию национального парка "Югыд ва".
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2