ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 06.09.2001 N ГКПИ2001-1280 "Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными отдельных положений Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР""

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2001 г. N ГКПИ 2001-1280
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего - судьи
    Верховного Суда                              Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Жмаковского Александра Владимировича о признании недействительными: п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с учетом местных условий и компенсации морального вреда,
установил:
Жмаковский А.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными: п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с учетом местных условий и компенсации морального вреда.
Как пояснил в судебном заседании заявитель Жмаковский А.В., Совет Министров РСФСР превысил свои полномочия, поручив Советам Министров автономных республик, исполнительным Комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов разработать и утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде. Соглашения по передаче полномочий в области жилищного законодательства между федеральными органами исполнительной власти и, в частности, Правительством Московской области не было.
Положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, т.к. ему было необоснованно отказано в принятии на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Овчаров П.И. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения заявителя Жмаковского А.В., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Овчарова П.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР Совет Министров РСФСР принял Постановление N 335 от 31 июля 1984 г. "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" .
Данным Постановлением утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, а пунктом 2 Постановления поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:
а) на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим Постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде;
б) определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
Доводы заявителя о том, что при издании оспариваемого нормативного акта Совет Министров РСФСР превысил свои полномочия, ибо не наделен правом определять или перераспределять компетенцию и полномочия органов власти, являются несостоятельными.
Жилищный кодекс РСФСР в статье 49 устанавливает, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Совет Министров РСФСР Постановлением от 31 июля 1984 г. N 335 установил такой порядок.
Конституция Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит жилищное законодательство (п. "к" ст. 72 Конституции РФ).
Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РСФСР, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки Жмаковского А.В. на положения Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Подпунктом "б" п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского Советов народных депутатов определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в статье 13 предусматривает, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
С учетом изложенного доводы заявителя о незаконности пп. "б" п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 являются ошибочными.
Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР предусматривают, что в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" п. 7, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Положения данного пункта соответствуют ст. ст. 30, 49 ЖК РСФСР и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Так, согласно ст. 30 ЖК РСФСР порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В абзаце 2 пп. "а" п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР речь идет о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны, а также других категорий граждан, для которых могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, установленного в регионе.
Положения данной нормы не нарушают прав заявителя и не противоречат закону.
Абзац 2 п. "8" Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР предоставляет льготу для рабочих и служащих, длительное время добросовестно работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающих в близлежащем населенном пункте, при постановке на учет.
Права Жмаковского А.В. данным положением не нарушаются.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина, заявленные Жмаковским А.В. требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Жмаковского Александра Владимировича о признании недействительными: п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с учетом местных условий и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда