ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2025 N ВКАПИ 25-4 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 33, 34, 37, 49, 59 Порядка предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 19.04.2023 N 222"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2025 г. N ВКАПИ 25-4
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В.,
при секретаре Я.,
с участием военного прокурора Дворцова С.В., административного истца П., ее представителя Х., представителей Министра обороны Российской Федерации Г., К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими пунктов 33, 34, 37, 49, 59 Порядка предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 г. N 222 "Об организации деятельности по признанию военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и предоставлению субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма",
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 г. N 222 "Об организации деятельности по признанию военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и предоставлению субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма" утвержден Порядок предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (далее - Порядок).
Указанный приказ Министра обороны Российской Федерации зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июня 2023 г. N 73847 и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 15 июня 2023 г.
В соответствии с пунктом 33 Порядка граждане, состоящие на учете, в течение десяти рабочих дней с даты получения извещения с учетом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, представляют в подразделение уполномоченного учреждения:
1) при согласии с предоставлением распределенного жилого помещения:
согласие, оформленное в произвольной форме или по рекомендуемому образцу (корешок N 1 к извещению в приложении N 2 к настоящему Порядку);
актуальные на дату получения извещения документы, предусмотренные пунктом 6 Правил, копии страховых номеров индивидуальных лицевых счетов и сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых гражданами, состоящими на учете, по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, а также о наличии (отсутствии) у них в пользовании жилых помещений специализированного жилищного фонда (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку);
2) при несогласии с предоставлением распределенного жилого помещения - отказ, оформленный в произвольной форме или по рекомендуемому образцу (корешок N 2 к извещению в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 34 Порядка непредставление гражданами, состоящим на учете, документов в срок, определенный пунктом 33 настоящего Порядка, является отказом от предоставления распределенного жилого помещения.
В силу пункта 37 Порядка гражданам, состоящим на учете, в том числе указанным в пункте 34 настоящего Порядка, отказавшимся от предложенных жилых помещений, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить избранное место жительства, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
Пунктом 49 Порядка предусмотрено, что гражданин, состоящий на учете, указавший в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении форму обеспечения - предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, при желании изменить форму обеспечения на жилищную субсидию подает в подразделение уполномоченного учреждения заявление об изменении формы обеспечения жилым помещением и предоставлении жилищной субсидии (далее - заявление об изменении формы обеспечения) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку) с приложением копии договора об открытии банковского счета либо иного документа из банка, в котором у него открыт банковский счет, содержащего информацию о реквизитах банковского счета и его принадлежности указанному лицу.
Заявление об изменении формы обеспечения подписывается гражданином, состоящим на учете, и всеми совершеннолетними членами его семьи (за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законными представителями).
В соответствии с пунктом 59 Порядка в случае непредставления гражданами, состоящими на учете, копии договора банковского счета либо иного документа из банка, в котором у них открыт банковский счет, содержащего информацию о реквизитах банковского счета и его принадлежности указанным лицам, жилищная субсидия подлежит перечислению:
1) военнослужащим - на банковский счет, на который осуществляется выплата денежного довольствия;
2) гражданам, уволенным с военной службы, лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - на банковский счет, на который Министерством обороны Российской Федерации осуществляется перечисление пенсии либо иных выплат.
Реквизиты указанных банковских счетов самостоятельно запрашиваются подразделением уполномоченного учреждения в финансовых органах, осуществляющих перечисление денежного довольствия военнослужащим и пенсии гражданам, уволенным с военной службы, и указываются в решении о предоставлении жилищной субсидии.
П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 33, 34, 37, 49, 59 Порядка, указывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также лишают граждан фактической возможности проверить предоставляемое жилое помещение на предмет соответствия жилищному законодательству.
По мнению административного истца, оспариваемые положения Порядка предусматривают возможность принудительного изменения формы жилищного обеспечения со стороны Министерства обороны Российской Федерации и принудительное перечисление жилищной субсидии на банковские счета граждан, не предназначенные для размещения целевых бюджетных денежных средств для реализации жилищных прав бывших и действующих военнослужащих, что нарушает права лиц, состоящих на жилищном учете.
Кроме того, пункт 59 Порядка, предусматривая возможность принудительного предоставления жилищной субсидии, не соответствует целям ее введения как дополнительной формы жилищного обеспечения, лишает военнослужащих права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
П. полагает, что Порядок в оспариваемой части не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности текста нормативных правовых актов, которые вытекают из положений Конституции Российской Федерации.
Положениями Порядка под отказом от предоставления распределенного жилого помещения понимается не только несогласие гражданина на получение жилого помещения, но и непредставление в течение десяти рабочих дней с даты получения извещения согласия с предоставлением распределенного жилого помещения, а также копий страховых номеров индивидуальных лицевых счетов и сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих ему на праве собственности, а также о наличии (отсутствии) в пользовании жилых помещений специализированного жилищного фонда.
При таких условиях, утверждает административный истец, у граждан отсутствует фактическая возможность проверить представляемое жилое помещение на предмет соответствия требованиям жилищного законодательства.
Порядком не определяется, каким требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, должно соответствовать предложенное жилое помещение для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии.
Указанная норма допускает неоднозначное толкование при правоприменении в части оценки соответствия жилого помещения нормативным требованиям.
Представитель Министра обороны Российской Федерации Н. в своих возражениях требования административного истца не признал и просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации М. и и.о. директора Департамента государственной регистрации ведомственных и нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации Б. в отзыве указали о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта положениям законодательства Российской Федерации.
Административный истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Обсудив доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что оснований для удовлетворения административного искового заявления П. не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 5 и пунктом 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
Согласно абзацу 19 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок организации деятельности по принятию граждан, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проверки оснований, дающих право состоять на данном учете и право на предоставление жилищной субсидии и жилого помещения, порядок предоставления таким гражданам жилищной субсидии и жилого помещения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение) Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В силу подпунктов 2, 68 пункта 7, подпунктов 7, 30 пункта 10 Положения Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Министр обороны издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты; решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Министерством обороны Российской Федерации разработан Порядок, то есть частично оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт утвержден полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Оснований для вывода, что оспариваемые нормы Порядка противоречат статьям 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в том числе административного истца, не имеется.
В соответствии с абзацами 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в форме предоставления жилищной субсидии либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Согласно пункту 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случаях, если военнослужащие-граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих-граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими-гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих-граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих-граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и порядок представления военнослужащими-гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие-граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Таким образом, из приведенных положений закона следует, что обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке очередности путем предоставления жилищной субсидии либо жилого помещения, отвечающего требованиям законодательства, а в случае отказа указанных лиц от предложенного жилого помещения или изменения избранного места жительства только путем предоставления жилищной субсидии.
Отказ от жилого помещения, которое не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не влечет за собой изменение формы жилищного обеспечения на предоставление жилищной субсидии.
Аналогичные по своему содержанию предписания содержат оспариваемые административным истцом пункты 33, 34, 37 Порядка.
При этом указание в пункте 34 Порядка на то, что формой отказа от предоставления распределенного жилого помещения является непредставление гражданами, состоящими на жилищном учете, необходимых документов в установленный срок, обусловлено необходимостью эффективного осуществления уполномоченными государством органами функций по предоставлению военнослужащим социальных гарантий в жилищной сфере и соблюдения прав военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, которые не могут претендовать на распределение им жилого помещения до принятия решения в отношении него лицами, принятыми на жилищный учет ранее.
Вопреки мнению административного истца, приведенные выше положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядка не предусматривают распределение военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем ссылки в административном исковом заявлении на необходимость предоставления более значительного времени для проверки гражданами жилых помещений на предмет соответствия таким требованиям до принятия ими решения о согласии с распределенным жильем не свидетельствуют о незаконности оспариваемых норм Порядка.
Учитывая то обстоятельство, что реализация военнослужащими своих жилищных прав за счет государственного жилищного фонда носит добровольный (заявительный) характер, а также императивное указание в пункте 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем в форме предоставления жилищной субсидии при их отказе от распределенного жилого помещения, установленное пунктами 49, 59 Порядка правило, согласно которому в случае непредставления гражданами, состоящими на жилищном учете, информации о реквизитах банковского счета и его принадлежности указанным лицам для предоставления жилищной субсидии она подлежит перечислению на банковский счет, на который осуществляется выплата денежного довольствия, или на банковский счет, на который Министерством обороны Российской Федерации осуществляется перечисление пенсии либо иных выплат, направлено на реализацию прав граждан на предоставление жилищной субсидии в отсутствие иной информации об их банковских счетах и также не противоречит требованиям закона.
При этом оспариваемые пункты Порядка предусматривают перечисление жилищной субсидии только на те банковские счета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые предназначены в том числе для выполнения социальных обязательств государства.
Также указанные граждане не ограничены оспариваемыми нормами в реализации своих прав, установленных главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения, связанные с открытием и ведением банковских счетов.
Из изложенного следует, что пункты 33, 34, 37, 49, 59 Порядка не содержат неопределенности и не нарушают прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной с военной службы, в указанном в административном исковом заявлении аспекте.
Обстоятельства, связанные с принятием решения об обеспечении П. жилищной субсидией, на которые она ссылается в административном исковом заявлении, к предмету судебного разбирательства по настоящему делу не относятся и о наличии оснований для признания недействующими оспариваемых норм Порядка не свидетельствуют.
Таким образом, оспариваемые административным истцом нормы права не противоречат положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также иным нормам законодательства Российской Федерации, не нарушают права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в порядке очередности, а напротив, направлены на наиболее эффективную реализацию данной социальной гарантии.
С учетом изложенного следует признать, что Порядок в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе в указанных им аспектах, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующими пунктов 33, 34, 37, 49, 59 Порядка предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 г. N 222 "Об организации деятельности по признанию военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и предоставлению субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.В.ВОРОНОВ