ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 09.09.2021 N АКПИ21-585 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 Пояснений по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника приложения N 8 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2021 г. N АКПИ21-585
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. о признании недействующим абзаца второго Пояснений по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника приложения N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400,
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (далее - Приказ) утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 12 ноября 2007 г., N 10454, и опубликован в "Российской газете" 19 и 22 декабря 2007 г., N 284, 288.
Согласно абзацу второму Пояснений по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника приложения N 8 к Инструкции (далее - Пояснения) личные дела размещаются в картотеке и в архиве военного комиссариата. Доступ к личным делам (базе данных) должен быть строго ограничен. Выдача личных дел на руки призывникам или их родственникам, высылка их в лечебные учреждения и в другие организации не допускается. При необходимости и наличии соответствующего запроса в указанные организации могут быть высланы заверенные военным комиссаром дубликаты личных дел или выписки из них. Хранение личных дел вне картотеки или архива не допускается. Для работы в течение рабочего дня личные дела выдаются исполнителям под расписку.
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим приведенное положение нормативного правового акта в той мере, в какой оспариваемое предписание запрещает выдавать личные дела на руки призывникам в целях ознакомления с ними, ссылаясь на то, что в оспариваемой части оно противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), поскольку ограничивает гарантированное гражданину право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В обоснование требования административный истец указал, что обратился в лице своего представителя по доверенности Ж. в военный комиссариат с заявлением, в котором просил разрешить ознакомление с личным делом призывника А., включая медицинскую документацию военно-врачебной комиссии, с возможностью снять фотокопии материалов путем фотографирования на собственные технические средства в целях сбора информации для защиты нарушенных прав административного истца, связанных с призывом на военную службу. Однако в ознакомлении с личным делом призывника его представителю было отказано со ссылкой на оспариваемое положение нормативного правового акта.
Административный истец и его представитель Ж., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
В судебном заседании представители Минобороны России Л. и Н., представитель Минюста России С., поддержав изложенную в возражениях правовую позицию, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика и заинтересованного лица, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. N АКПИ19-665 и от 6 августа 2008 г. N ГКПИ08-1339 установлено, что Инструкция утверждена компетентным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ.
По смыслу данного закона, доступ к информации представляет собой возможность получения информации и ее использования (пункт 6 статьи 2).
Часть 1 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ закрепляет право граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) (далее - организации) осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом N 149 также предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства доступ к информации может быть ограничен только федеральными законами (часть 1 статьи 9).
Под обороной в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации, создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Организация обороны включает в том числе мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны (статьи 1 и 2).
Такие стратегически важные функции, как организация мобилизационной готовности и мобилизации, а также организация территориальной обороны, необходимые для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, возложены на военные комиссариаты (подпункт 16 пункта 17).
Выдача личных дел призывников на руки не допускается в связи с тем, что они изготавливаются и ведутся в единственном экземпляре. В случае объявления мобилизации отсутствие дела в архиве либо его утрата могут повлечь срыв организации и обеспечения обороны Российской Федерации.
Под выдачей на руки понимается действие, при котором личное дело передается гражданину или государственному органу в пользование либо распоряжение с возможностью перемещения за территорию военного комиссариата.
Вместе с тем оспариваемое положение Пояснений не содержит запрет на получение информации о личном деле призывника, а также на ознакомление с ним.
Административный истец и его представитель не ограничены в праве на обращение в военный комиссариат с запросом о получении дубликата личного дела либо выписок из него.
Из изложенного следует, что в отличие от выдачи личного дела на руки право на ознакомление с ним подлежит реализации с учетом специфики задач, возложенных на военные комиссариаты, а также мер, принимаемых для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого предписания Пояснений положениям Федерального закона N 149-ФЗ основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что абзац второй Пояснений в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца на доступ к информации, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления А. о признании недействующим абзаца второго Пояснений по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника приложения N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2