ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2025 г. N АКПИ24-916
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре В.Н.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. о признании частично недействующим абзаца двадцать шестого пункта 49 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 апреля 2021 г. N П/0149,
установил:
приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 апреля 2021 г. N П/0149 (далее также - Приказ) утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - Порядок).
Нормативный правовой акт 11 мая 2021 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 63382, и 12 мая 2021 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http//www.pravo.gov.ru).
Порядок в соответствии с частью 5 статьи 62 Федерального закона
от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) в том числе определяет формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов (пункт 1).
Пунктом 49 Порядка установлено, что к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего полномочия подписавшего запрос о предоставлении сведений лица действовать от имени юридического лица без доверенности, если эти сведения отсутствуют в едином государственном реестре юридических лиц или в данном реестре указаны сведения о другом лице либо если полномочия лица, подписавшего данный запрос, подтверждаются доверенностью, - оригинал доверенности или ее копия (для заявителя - представителя юридического лица, являющегося правообладателем, залогодержателем, лицом, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию, лицом, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя) (подпункт 1), копия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, надлежащим образом заверенная копия решения контрольного органа о назначении временной администрации финансовой организации (для заявителя - арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, руководителя временной администрации финансовой организации), оригинал доверенности (либо ее копия), выданной арбитражным управляющим (подпункт 2, в редакции приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 декабря 2024 г. N П/0409/24), копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя правообладателя: для родителей - свидетельства о рождении правообладателя, для иных законных представителей - документа, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (для заявителя - законного представителя правообладателя - физического лица) (подпункт 3), оригинал нотариально удостоверенной доверенности (либо ее копия), выданной правообладателем или его законным представителем, а также указанная в данном пункте копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя правообладателя, выдавшего доверенность (для заявителя - лица, получившего доверенность от правообладателя, его законного представителя) (подпункт 4), оригинал документа, выданного нотариусом, в том числе заверенного им своей подписью и оттиском личной печати, и подтверждающего право лица на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону (для заявителя - лица, имеющего право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону) (подпункт 5), копия договора (иного правоустанавливающего документа), на основании которого было зарегистрировано право залогодателя и возникла ипотека на основании закона в пользу заявителя, если запись о данной ипотеке в пользу заявителя не внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) (для заявителя-залогодержателя) (подпункт 6), копия одного из документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 16 Федерального закона
от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", являющихся основанием для государственной регистрации законного владельца закладной, если в ЕГРН ипотека в пользу заявителя не зарегистрирована (для заявителя-залогодержателя) (подпункт 7).
Если запрос представляется в электронном виде, указанные в данном пункте документы должны быть представлены в форме электронных документов (электронных образов документов), удостоверенных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего документ, уполномоченного лица органа, выдавшего документ, или усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса (абзац двадцать шестой пункта 49 Порядка).
Д., являющийся финансовым управляющим гражданина, признанного несостоятельным (банкротом), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании абзаца двадцать шестого пункта 49 Порядка не действующим в той части, в которой он устанавливает обязанность при представлении запроса в электронном виде представлять копию определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в форме электронного документа (электронного образа документа), удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего документ, уполномоченного лица органа, выдавшего документ, или усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи
120 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Федерального конституционного закона
от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьям 11, 14 Федерального закона
от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов).
В обоснование требования административный истец указал, что судебные акты в соответствии со статьями 11 и 14 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов размещаются в сети "Интернет", судебные акты по делам о банкротстве публикуются на сайте "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru). Статьи 28 и 213.7 Федерального закона
от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) предполагают официальное опубликование сведений о введении процедур банкротства, об утверждении арбитражных управляющих в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и газете "Коммерсантъ". В связи с этим полагает, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) способна самостоятельно проверять полномочия арбитражного управляющего, обратившись к официальным информационным ресурсам, так как Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденная постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 25 декабря 2013 г. N 100 (далее также - Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах), не содержит порядка выдачи лицам, участвующим в деле, файла с электронной цифровой подписью судьи, а нотариальное заверение судебного акта электронно-цифровой подписью сопряжено с дополнительными расходами арбитражного управляющего и в дальнейшем конкурсной массы.
Административный ответчик Росреестр в письменных возражениях и заинтересованные лица Минюст России и публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") в письменных отзыве и возражениях на административный иск указали, что Порядок утвержден федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании административный истец Д. поддержал заявленное требование.
Представители Росреестра П., Т. и представитель ППК "Роскадастр" В.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав административного истца, представителей Росреестра и ППК "Роскадастр", изучив доводы Минюста России, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу части 1 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 8 части 13 статьи 62 названного федерального закона закреплено, что арбитражные управляющие наделены правом на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, в отношении объектов недвижимости, принадлежащих (принадлежавших) соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих (принадлежавших) соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве).
Частью 5 статьи 62 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Росреестр в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 5.26(7) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июня 2009 г. N 457, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принимающим на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
Реализуя предоставленные полномочия, Росреестр издал Приказ, утвердивший Порядок.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка издания и введения его в действие.
Частью 5 статьи
15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью. При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе.
Согласно части 1 статьи
177, статье
186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение (определение), выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения), если иное не установлено данным кодексом. Решение (определение), выполненное в форме электронного документа, может быть также направлено лицам, участвующим в деле, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо системы электронного документооборота участника арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае, если решение (определение) выполнено только на бумажном носителе, арбитражный суд направляет копии решения (определения) лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает им под расписку, если иной срок не установлен этим кодексом.
Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах в пункте 10.3 раздела II предусмотрено, что копии судебных актов, принятых по делам о банкротстве в том числе об утверждении арбитражных управляющих, при направлении на исполнение заверяются гербовой печатью.
Из приведенных норм
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебные акты выполняются как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа и, соответственно, подписываются судьей на бумажном носителе и усиленной квалифицированной электронной подписью, копии данных актов направляются лицам, участвующим в деле, по почте или в электронном виде.
Закрепленное в оспариваемом административным истцом абзаце двадцать шестом пункта 49 Порядка требование о предоставлении копии определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего, удостоверенной усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего документ, в случае направления запроса в электронном виде, полностью корреспондирует приведенным нормам
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. N 4462-I предусмотрено, что нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.
В связи с этим в абзаце двадцатом пункта 49 Порядка определено, что верность указанных в данном пункте копий бумажных документов, за исключением копии судебного акта, копий страниц документа, удостоверяющего личность, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Из приведенных положений усматривается, что копии судебных актов в нотариальном порядке удостоверению не подлежат и в удостоверенном нотариальном порядке к запросам не прикладываются.
Абзац двадцать шестой пункта 49 Порядка является общей нормой по отношению ко всему этому пункту, предусматривающему приложение к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа документов, перечисленных в подпунктах 1 - 7 этого пункта, и, соответственно, документы, перечисленные в данном пункте, за исключением указанных в его абзаце двадцатом, могут быть предоставлены в удостоверенном нотариальном порядке.
Помимо этого, абзацем двадцать восьмым этого же пункта Порядка установлено, что, если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представлен в электронной форме, предусмотренные этим пунктом электронный документ (электронный образ документа), подтверждающий полномочия заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности, а также копия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего, конкурсного управляющего, решение контрольного органа о назначении временной администрации финансовой организации не прилагаются при условии включения сведений об указанных выше документах, а также о содержащихся в них сведениях о заявителе в сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.
Следовательно, при наличии сведений о заявителе, об утверждении арбитражным управляющим в сертификате ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи предоставление копии определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего не требуется.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона
от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) закреплено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", устанавливающим понятия, используемые для целей применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, электронный документ - это документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; электронная подпись - информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ; усиленная квалифицированная электронная подпись - электронная подпись, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 5 Закона об электронной подписи.
Указание в абзаце двадцать шестом пункта 49 Порядка на необходимость при подаче запроса в электронном виде удостоверения представляемых в форме электронных документов (электронных образов документов) документов усиленной квалифицированной электронной подписью лица, их подписавшего, обеспечивает их соответствие приведенным требованиям.
Доводы административного истца о несоответствии абзаца двадцать шестого пункта 49 Порядка части 1 статьи
120 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Федерального конституционного закона
от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьям 11, 14 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов основаны на неправильном толковании норм материального права и опровергаются приведенными выше нормами.
Учитывая, что пункт 49 Порядка в оспариваемой части не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Д. о признании частично недействующим абзаца двадцать шестого пункта 49 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 апреля 2021 г. N П/0149, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ