ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2024 N АКПИ23-1025 "О частичном удовлетворении заявления о признании недействующей формы 2.1 (ОУ) приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра, установленным приказом Минприроды России от 28.07.2021 N 519"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2024 г. N АКПИ23-1025
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нолинской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" о признании недействующей формы 2.1 (ОУ) приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 519,
установил:
пунктом 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 519 (далее также - Приказ) установлены порядок ведения, структура, состав и формы государственного охотхозяйственного реестра (далее также - Порядок) согласно приложению 1 к данному приказу. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 29 июля 2021 г., регистрационный номер 64453, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 29 июля 2021 г.
Данный нормативный правовой акт действует в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2023 г. N 715, зарегистрированного в Минюсте России 27 декабря 2023 г., регистрационный номер 76664, и размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 27 декабря 2023 г.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что раздел 2 государственного охотхозяйственного реестра (далее также - Реестр) содержит документированную информацию о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий, по форме 2.1 (ОУ) (далее также - форма 2.1 (ОУ) к Порядку.
Форма 2.1 (ОУ) представлена в виде таблицы, включающей следующие сведения по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации и субъекту Российской Федерации в целом: общая площадь муниципального образования (района, округа) в тыс. га (столбец 3); общая площадь охотничьих угодий в тыс. га и процентах от общей площади муниципального района (столбцы 4, 5); площадь общедоступных охотничьих угодий в тыс. га и процентах от общей площади муниципального района (столбцы 6, 7); площадь закрепленных охотничьих угодий в тыс. га и процентах от общей площади муниципального района (столбцы 8, 9); площадь особо охраняемых природных территорий в тыс. га и процентах от общей площади муниципального района (столбцы 10, 11); площадь иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов в тыс. га и процентах от общей площади муниципального района (столбцы 12, 13).
Нолинская районная организация общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (далее также - Организация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании формы 2.1 (ОУ) недействующей, ссылаясь на ее несоответствие части 2 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), поскольку она не предполагает включения документированной информации о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
В обоснование требований административный истец указал на нарушение его прав и законных интересов как субъекта отношений в области охоты, так как при применении формы 2.1 (ОУ) в рамках составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории конкретного субъекта Российской Федерации, разрабатываемой в том числе на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, не обеспечивается фиксация описания границ охотничьих угодий и их площади. Границы охотничьего угодья, содержащиеся в охотхозяйственном соглашении, стороной которого является Организация, отличаются от границ того же охотничьего угодья, указанных в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Кировской области, утвержденной указом Губернатора Кировской области от 2 августа 2021 г. N 112, что влечет перераспределение площадей уже закрепленных охотничьих угодий.
Административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) в письменных возражениях на административный иск указало, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указал, что Закон об охоте, определяя требования к содержанию государственного охотхозяйственного реестра, не конкретизирует, в каких структурных единицах Порядка должна содержаться документированная информация о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Представитель административного истца С. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
В судебном заседании представители административного ответчика Минприроды России В. и Н. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 статьи 32 Закона об охоте установление порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядка сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, представления ее заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно части 9 статьи 37 Закона об охоте порядок ведения, структура, формы и состав государственного охотхозяйственного реестра, а также порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (далее - Положение), предусмотрено, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охоты; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе структуру, формы, состав и порядок ведения государственного охотхозяйственного реестра, а также порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией, перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления (пункт 1, подпункт 5.2.89 пункта 5).
Реализуя предоставленные Законом об охоте и Положением полномочия, Минприроды России издало Приказ, которым установило порядок ведения, структуру, состав и формы государственного охотхозяйственного реестра.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, установившего Порядок, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом.
Согласно статье 37 Закона об охоте государственный охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации (в том числе данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1).
Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется на основе принципов обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах (часть 3).
Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Установленный Приказом Порядок определяет структуру, состав, формы и порядок ведения государственного охотхозяйственного реестра, включающего в себя: совокупность реестровых дел; информационные ресурсы Реестра, предусмотренные формами государственного охотхозяйственного реестра, на электронных носителях (электронная база данных Реестра); программную среду, обеспечивающую непрерывность актуализации содержащейся в Реестре документированной информации, администрирование Реестра, сопоставимость такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктами 14, 16, 17 Порядка ведение реестра на территории субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем формирования реестровых дел (на бумажных носителях) и внесения записей в электронную базу данных Реестра с использованием программной среды, обеспечивающей непрерывность актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах (на электронных носителях).
При ведении Реестра осуществляется обмен информацией с другими государственными информационными ресурсами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (пункт 22 Порядка).
Согласно подпункту 5.2 пункта 5 Порядка Реестр состоит из 8 разделов, обеспечивающих систематизацию сведений, содержащихся в нем, в том числе раздел 2 "Документированная информация о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий".
В пункте 7 Порядка указано, что раздел 2 содержит документированную информацию о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий по форме 2.1 (ОУ).
Из пункта 21 Порядка следует, что внесению в государственный охотхозяйственный реестр подлежит документированная информация, предусмотренная статьей 37 Закона об охоте и данным порядком.
В соответствии с пунктом 26 Порядка ведение Реестра осуществляется по формам государственного охотхозяйственного реестра.
Пунктом 2 части 2 статьи 37 Закона об охоте установлено, что в государственном охотхозяйственном реестре содержится документированная информация о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Оспариваемая форма 2.1 (ОУ) предусматривает указание только наименования и общей площади муниципального образования (района, округа), общей площади охотничьих угодий, площади общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, площади особо охраняемых природных территорий, а также площади иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и, несмотря на ее наименование, не содержит разделов для внесения документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Таким образом, сопоставление содержания формы 2.1 (ОУ) и пункта 2 части 2 статьи 37 Закона об охоте не позволяет сделать вывод о том, что она ему соответствует.
Вопреки возражениям административного ответчика, другие формы государственного охотхозяйственного реестра из утвержденных Приказом, которые бы предусматривали указание результатов описания местоположения и границ охотничьих угодий, их принадлежности и состояния, отсутствуют.
В качестве обоснования заявленного требования административный истец ссылается, что форма 2.1 (ОУ) по своему содержанию нарушает его права и законные интересы, поскольку при ее применении в рамках составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации не обеспечивается фиксация описания границ охотничьих угодий и их площади.
Приказом Минприроды России от 31 августа 2010 г. N 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, согласно которому схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем (пункт 7).
При составлении Схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах (пункт 8).
Тем самым Схема разрабатывается в числе прочего на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра (представляющего собой согласно части 1 статьи 37 Закона об охоте систематизированный свод документированной информации, в том числе данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) и при ее составлении материалы о размещении и использовании охотничьих угодий приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра в части информации, содержащейся в нем, что не может быть обеспечено в отсутствие соответствующих актуальных сведений, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 37 Закона об охоте, по форме 2.1 (ОУ).
Пунктом 21 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 27 июля 2021 г. N 512, предусмотрено, что для формирования государственного охотхозяйственного реестра и иных информационных ресурсов о состоянии охотничьих ресурсов и среды их обитания, охотничьих угодий применяются данные Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, заявленное требование о признании формы 2.1 (ОУ) не действующей в той части, в которой она не предусматривает содержания в ней документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного иска Нолинской районной организацией общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Нолинской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" удовлетворить частично.
Признать форму 2.1 (ОУ) приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 519, не действующей со дня принятия в той части, в которой данная форма не предусматривает содержания в ней документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в "Российской газете" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу Нолинской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четырех тысяч пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ