ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2025 г. N АКПИ25-161
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. об оспаривании подпункта 13 пункта 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213,
установил:
приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213 (далее также - Приказ) утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее также - Положение).
Подпунктом 13 пункта 2.1 Положения установлено, что в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры включаются периоды обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, по программе высшего либо среднего профессионального образования по юридической или иной соответствующей должностным обязанностям в органах или организациях прокуратуры специальности, независимо от формы обучения, а также в очной аспирантуре по юридической специальности, за исключением учебы в очной аспирантуре, указанной в абзаце втором данного подпункта, - в общей сложности в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям (абзац первый). Прокурорским работникам, откомандированным из органов или организаций прокуратуры в очную аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ранее - научного или образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации), засчитывается также период учебы в очной аспирантуре при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания очной аспирантуры (абзац второй).
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующей приведенную норму Положения в той части, в которой устанавливается возможность альтернативного включения в выслугу лет лицам, указанным в пункте 1.2 Положения, времени обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении или высшего, или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, ссылаясь на то, что она противоречит пункту 1 статьи 44 Федерального закона
от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), постановлению Правительства Российской Федерации
от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" (далее - Постановление N 942), носит дискриминационный характер, а также вызывает неоднозначное толкование.
В обоснование своего требования административный истец указал, что с 19 марта 2019 г. ему была установлена доплата за выслугу лет в размере 55 процентов, с 17 февраля 2023 г. он уволен из органов прокуратуры Пермского края в связи с выходом на пенсию в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении). Согласно листу расчета на 17 февраля 2023 г. выслуга лет для выплаты доплаты составила 18 лет 11 месяцев 11 дней, при этом в выслугу лет был включен период обучения в юридическом колледже с 1 сентября 1999 г. по 5 июля 2002 г. и исключен период обучения в университете с 1 сентября 2002 г. по 9 июня 2005 г. Апелляционным определением Пермского краевого суда от 6 февраля 2024 г. в удовлетворении искового заявления о включении указанного периода в выслугу лет для назначения доплаты отказано со ссылкой на оспариваемую норму.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что в оспариваемой части Положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов работников органов прокуратуры в целом, а также административного истца не нарушает.
Представитель административного истца М., принимавшая участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи через Пермский краевой суд, поддержала заявленное требование, просила его удовлетворить.
В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. поддержал изложенную в письменных возражениях правовую позицию, просил отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав представителей сторон, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Нормативные акты Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации), кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также документов для служебного пользования, подлежат официальному опубликованию в журнале "Законность". В качестве дополнительного источника официального опубликования определен официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации
от 3 апреля 2018 г. N 189 "О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации").
Аналогичное предписание содержалось в действовавшем на дату издания Положения пункте 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 10 "О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер".
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в целях реализации пункта 1 статьи 44 Закона о прокуратуре, определяющего состав денежного содержания прокурорских работников, издал Приказ, которым утвердил Положение.
Нормативный правовой акт опубликован в журнале "Законность", N 7, 2012 год, и размещен в справочно-правовых системах.
Утверждение административного истца о том, что установление возможности альтернативного включения в выслугу лет для выплаты доплаты за выслугу лет прокурорским работникам времени обучения по юридической специальности, независимо от его формы, лишь в одном из двух видов образовательных учреждений профессионального образования (высшего или среднего) противоречит пункту 1 статьи 44 Закона о прокуратуре и Постановлению N 942, основано на неправильном толковании норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 44 приведенного закона денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" и (или) почетное звание "Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый).
Доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах: от 2 до 5 лет - 20 процентов; от 5 до 10 лет - 35 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 55 процентов; свыше 20 лет - 70 процентов (абзацы восемнадцатый - двадцать третий пункта 1 статьи 44 Закона о прокуратуре).
По смыслу данной нормы закона доплата или процентная надбавка за выслугу лет является составной частью денежного содержания прокурорских работников, устанавливается в размере до 70 процентов должностного оклада.
При этом критерии определения размера указанной доплаты данной нормой закона не определены.
Такие критерии установлены Положением, которое определяет единый порядок установления доплаты за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (пункт 1.1).
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что право на получение доплаты за выслугу лет прокуроры имеют со дня назначения на должность, научные и педагогические работники - с момента присвоения классного чина прокурорского работника.
Порядок исчисления выслуги лет для выплаты соответствующей доплаты приведен в разделе 2 Положения, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2.1 которого в выслугу лет включаются периоды обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования.
В статье 43.5 Закона о прокуратуре содержится указание на то, что срок получения высшего образования по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.
Такое предписание закреплено в абзаце втором подпункта 13 пункта 2.1 Положения.
Предусмотренная пунктом 1 статьи 44 Закона о прокуратуре и Положением доплата или процентная надбавка за выслугу лет, являясь составной частью денежного содержания прокурорских работников, представляет собой меру стимулирования.
Постановлением N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
Указанное положение, определяющее особенности исчисления выслуги лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона о пенсионном обеспечении, и оспариваемое Положение имеют разные предметы правового регулирования.
Содержание оспариваемой нормы является определенным и не вызывает неоднозначного толкования, положений дискриминационного характера не содержит и прав административного истца не нарушает.
Указание в пункте 2.1 Положения на возможность альтернативного включения в выслугу лет для выплаты доплаты за выслугу лет времени обучения лишь в одном из двух видов образовательных учреждений профессионального образования (либо высшего, либо среднего) не ставит вопреки доводам административного истца прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в неравное положение, поскольку Генеральный прокурор Российской Федерации, определяя типы и виды образовательных учреждений, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет, действовал не произвольно, а исходя из предоставленных ему полномочий.
Принимая во внимание, что подпункт 13 пункта 2.1 Положения в указанных административным истцом аспектах не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Д. об оспаривании подпункта 13 пункта 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ